X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Нос до любого вопроса дорос

Школьные учителя замечают, что их ученики выглядят уставшими и подавленными.

Учительница русского языка и литературы Ирина Витальевна (имя изменено по просьбе собеседницы) говорит, что если раньше ей приходилось успокаивать детей, теперь же постоянно хочется их приободрить.

— Ребята очень устали. То уда-ленка из-за коронавируса, то сообщения о минировании, родители дома нервные из-за нынешних новостей. Это все детьми тяжело воспринимается, — говорит учительница. — Но так как они еще дети, самостоятельно анализировать и выстраивать твердое мнение они пока не могут.

Поэтому задают много вопросов учителям, с которыми находятся в хороших отношениях. Так, у Ирины Витальевны один пятиклассник спросил: «А зачем нужны вирусы, если из-за них люди умирают? Сколько вообще людей от коронавируса погибло?»

— Порой не понимаешь, как ответить. Конечно, лучше говорить правду. С учительницей по биологии разобрались, как в мире появились вирусы и зачем они нужны, привели статистические данные о смертности от ковида. Мальчик сильно переживал, мы еще долго говорили с ним о жизни, о смерти и о том, как беречь свое здоровье и здоровье близких.

Был и другой случай. Месяц назад несколько уроков пришлось провести дистанционно из-за ложных сообщений о минировании. Разумеется, детям нужно было объяснить, почему урок проходит в таком формате и почему их эвакуировали. И тогда ученица седьмого класса спросила: «А если когда-нибудь минирование будет настоящим? А если никаких сообщений не будет и нас просто взорвут или возьмут в заложники?»

— От прямого вопроса я опешила. Но падать лицом в грязь было нельзя. Начала говорить о правилах поведения в ситуации, если они попадут в заложники, объяснить, что в мире такое действительно случается и что подобные эвакуации при любом намеке на опасность и защищают нас от реальной опасности, — рассказывает Ирина Витальевна. — Надеюсь, я выглядела уверенно, пока это рассказывала, потому что внутри меня трясло. Это большая ответственность — отвечать на столь серьезные вопросы.

А когда на уроке Ирине Витальевне пришлось ужимать материал, чтобы нагнать программу, от которой отстали из-за волны сообщений о минировании, сложный вопрос прозвучал вновь. «А если минировании будет настоящим, то мы, мужчины, должны ведь защищать всех женщин -и одноклассниц, и учительниц… Получается, нам можно правила эвакуации не выполнять, а заботиться обо всех и быть готовым собой пожертвовать?» — спросил восьмиклассник.

— Порыв безусловно героический, но защищать ребят должна я, а никак не наоборот. Тут опять пришлось вести себя крайне аккуратно. Сначала я похвалила ученика за мужественность, но объяснила, что я несу ответственность за каждого из них и святой долг учителя — пожертвовать собой ради детей. А потом они вырастут, у них будут свои дети и их они уже и будут защищать.

Но самый тяжелый вопрос ждал учительницу на прошлой неделе: пятиклассница спросила, зачем люди друг друга убивают.

— Ясно, что ребята читают новости, слышат разговоры взрослых, обсуждают их. Eсли честно, я ответить не смогла. Кое-как выкрутилась, предложила задать этот вопрос своим родителям, а потом, мол, вместе это обсудим.

С ужасом Ирина Витальевна ждет этого «потом».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта