X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Служба спасения посреди катастрофы

Тюменский территориальный центр медицины катастроф создан в 1995 году как подразделение областной клинической больницы для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

— Задача врача медицины катастроф — приехать на место происшествия, организовать штаб, сортировку пациентов по тяжести повреждения, организовать медицинскую эвакуацию в больницы города и оказать экстренную медицинскую помощь на месте, — рассказывает врач-реаниматолог центра медицины катастроф Станислав Пыленко. — Позже в наши обязанности вошла санитарная авиация, сейчас сформировано пять авиамедицинских бригад, для этого у центра имеется вертолет Ми-8. Мы занимаемся оказанием экстренной специализированной медицинской помощи в удаленных поселениях: транспортировкой пациента в специализированные центры Тюмени и оказанием экстренной медицинской помощи на месте.

…В здании территориального центра медицины катастроф три этажа: большая диспетчерская, санитарные, комната отдыха, административные кабинеты и гараж-склад на третьем этаже. На втором этаже висит большая карта всех больниц области. Висит на экстренный случай, объяснили мне сотрудники центра: «На электронные карты не всегда можно положиться».

В гараже — горы коробок. По приказу областного департамента здравоохранения здесь хранится резерв медицинских препаратов и имущества на 500 пострадавших. В автопарке — девять автомобилей класса C и грузовой «камаз» с надувным мобильным госпиталем внутри, который, к своей радости, Станислав Анатольевич разворачивал только на учениях.

В центре работают девять бригад постоянной готовности: в Тюмени — хирургическая, травматологическая, токсико-терапевтическая, ожоговая, инфекционная; в Ишиме и Тобольске — реанимационные и хирургические.

Круглосуточно дежурят диспетчер, водитель и фельдшер, врачей же вызывают по мере необходимости. Станислав Анатольевич рассказал, что однажды на дежурство он выехал в девять утра, а вернулся в два часа ночи — в тот день они посетили пять районов области, проехав 800 километров.

Огромное уважение у Станислава Анатольевича вызывают районные врачи, многих из них он знает еще с университета. В отдаленных поселениях не всегда есть необходимое оборудование, не хватает узких специалистов. Чтобы работать там, уверен Пыленко, нужна большая сообразительность и знания во всех областях медицины. Привезти нужного специалиста могут врачи центра медицины катастроф.

— Однажды в ординатуре я проходил практику в больнице Юргинского района. Ночью доставили женщину, упавшую на стеклянную теплицу, и все, что мы могли сделать, — ампутировать руку. Я предложил обратиться в центр медицины катастроф, хотя врач почему-то не верил, что они приедут. Но уже через несколько часов прибыл сосудистый хирург из центра и провел восьмичасовую операцию. Когда я уезжал с практики в конце месяца, женщина уже могла шевелить тремя пальцами этой руки.

Вопреки расхожему представлению, большую часть поездок бригада совершает на автомобилях. Вертолет используется, если дорог нет либо по ним невозможно проехать. Транспортное плечо — 70-150 километров в одну сторону, но бывают исключения. Например, однажды бригада забирала пациента из Башкирии: тюменец попал в аварию на федеральной трассе.

— За день до авиакатастрофы в Горьковке в 2012 году, если помните, выпал снег в небывалом для апреля количестве, и на всех дорогах были огромные пробки, даже по радио просили людей разъехаться, пропустить машины скорой помощи. Чтобы ускорить процесс, использовали вертолет, который доставлял пострадавших в ОКБ N 1 и N 2, а оттуда бригада перевозила пациентов по больницам. Я принимал их в ОКБ N 1, помню пострадавшего, который впадал в состояние клинической смерти шесть раз, но его удалось спасти.

Трагедия 2012 года — единственная крупная катастрофа на памяти Станислава, в основном центр медицины катастроф выезжает в районы для оказания экстренной помощи отдельным пациентам. Самым большим составом они ездили на тяжелые роды, тогда со Станиславом были два хирурга, фельдшер и водитель.

Испытанием для центра медицины катастроф стала и пандемия. Врачи центра перевозили пациентов в моногоспитали и помогали тяжелобольным в районах. Станислав говорит, что на первые случаи они ездили в противогазах, тогда еще никто не понимал, с чем имеем дело. А свои семьи на всякий случай перевезли за город.

В дороге к месту оказания помощи Станислав старается закрыть глаза и отдохнуть, замечательно, если удается немного поспать. Станислав Анатольевич особенно отмечает работу водителей, которые всегда стараются ехать аккуратно, чтобы дать врачам настроиться или отдохнуть, а также помогают переносить пациентов, хотя это не входит в их обязанности. Но они чувствуют себя частью команды и понимают, что в дороге несут ответственность за жизнь не только пациента, но и всей команды.

— В медицине катастроф случайных людей не бывает, для этого нужен особый склад характера и высочайшая стрессоустойчивость. Успех в нашей работе зависит от слаженной работы всей команды, от диспетчера до водителя. Моя мама и учителя тоже работали в центре медицины катастроф во времена своей молодости, они до сих пор работают, но уже в других отделении, так что я с детства знал, какая здесь работа. Помню, в девяностые был документальный сериал «Служба спасения 911», после которого у меня сложился идеальный образ работы врача, но на деле все, конечно, совсем не так.

Алиса Абрашина

***
фото: Станислав Пыленко;Автопарк отделения медицины катастроф.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта