X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Рассмотреть лик святого

На мебельной фабрике «Заречье» на улице Большой Заречной, 41 хранится коллекция икон, посвященных Симеону Верхотурскому. Многие годы ее собирал бывший директор фабрики Сергей Киверин.

Интерес к Верхотурскому у Сергея Аркадьевича проявился с детства. Он родился в поселке лесозавода «Пролетарий» (сейчас в черте города Верхотурье). Рядом с домом стоял разрушенный монастырь… Во всех соседских домах Сергей видел иконы с ликом Симеона Верхотурского. В памяти осталось, с каким почитанием относились к нему земляки. Позднее, возглавив фабрику «Заречье», Киверин стал собирать иконы, посвященные святому.

Со временем коллекция потребовала больше места. Решение разместить ее на фабрике оказалось удачным. Здесь забываешь, что снаружи XXI век с его заботами. Коллекция очень компактная, можно рассмотреть каждое изображение. Мой проводник — Ирина Мануйлова, историк и искусствовед.

— Верхотурье в XVII веке — респектабельный город, там была таможня, треть доходов из Сибири Московское царство получало за сибирские богатства, — рассказывает Ирина Александровна.

Чтобы быть причисленным к лику святых, требуются три условия: житие, акафист и изображение (икона). Симеон Верхотурский почитался с XVII века, но канонизирован только в 1825 году.

Симеон не был родом из Верхотурья. Eсть легенда, связанная с царской невестой Марией Хлоповой: Симеон сопровождал ее в Верхотурье. Документально доказан факт, что оба они в одно время жили в селе Меркушино недалеко от Верхотурья. В Меркушино сохранился храм, в строительстве которого по легенде Верхотурский участвовал. На молитву ходил в Верхотурье пешком. И сначала праведника называли Симеоном Меркушинским.

Ирина Александровна обращает внимание на каноническое иконописное изображение, которое сложилось к середине XIX века: у праведного благообразный вид типичного русского человека, при этом он благородной внешности, но в крестьянской одежде.

…Житие Симеона писалось при его жизни. Помимо официально признанного церковью жития, существуют и народные легенды, апокрифы. Считалось, что Симеон был юродивым рыбаком — тут просматривается параллель с первоапостолами, ведь Святой Андрей тоже был рыбарем. Первое житие писал тобольский архиепископ Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, но не дописал, сохранилось 14 эпизодов, но их переделали в Тобольске.

Мануйлова рассказала, откуда такой пристальный интерес к фигуре Симеона Верхотурского со стороны семьи последнего российского царя. По мнению Ирины Александровны, Григорий Распутин в свой первый визит в 1905 году принес икону Симеона Верхотурского и впоследствии уверил императрицу в пользе этого уральского святого.

Объясняет Ирина Александровна и существование иконы, изображающей Симеона Верхотурского совместно с Серафимом Саровским. Это подарок от царской семьи за вымоленного царевича Алексея -много лет царская семья ездила в Саров на поклонение Саровскому. А Симеона Верхотурского стали чтить как защитника от болезни. Оба святых считались небесными покровителями царевича Алексея.

Распутин был большим почитателем Симеона Верхотурского, поэтому Верхотурский Николаевский монастырь стал процветать в начале XX века, хотя мощи уже в XVIII веке перенесены в Верхотурье. Планировалось, что царская семья посетит монастырь, был даже выстроен гостевой дом в виде царского терема; руководил стройкой лично Распутин. Но война 1914-го, затем революция не позволили царской семье доехать до Верхотурья. Только великая княгиня Eлизавета Федоровна побывала здесь в 1914 году.

Вход на выставку бесплатный, но посетить ее по желанию в любой день невозможно. Можно побывать с экскурсиями Ольги Лукошковой.

***
фото: Ирина Мануйлова ведет свой рассказ.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта