X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

«Сен орден никогда не снимать»

Исторические очерки «Курьера» не ставят перед собой задачу переосмыслить историю. Хотя ее уже много раз пробовали переосмыслить. Лучше она от этого не стала. Да и вряд ли станет. Может быть, лучше просто ее знать. Помнить то, что было. И праздники, и будни. И черное, и белое.

Орден св. Георгия делился на четыре степени и вручался только генералам и офицерам за особые подвиги исключительно в военное время.

За всю историю России 1-й степенью ордена награждено 25 человек, включая иностранцев. Полных же кавалеров ордена св. Георгия, то есть имевших все его четыре степени, было лишь четверо: генерал-фельдмаршалы км. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич и И. И. Дибич. Для сравнения: орденом Андрея Первозванного, считавшимся высшей наградой империи, жаловали более тысячи раз. Вот насколько высоко ставился в России орден св. Георгия.

Eго в отличие от других государственных наград запрещалось украшать драгоценными камнями, Бесхитростная ромбовидная золотая звезда носилась кавалерами 1-й степени на широкой черно-оранжевой ленте. В центре звезды — медальон с инициалами «С» и -Г» в обрамлении девиза «За службу и храбрость».

Скромным был и вид крестов всех четырех степеней. Покрытые белой эмалью, они имели изображение святого Георгия, поражающего копьем змея.

Кавалеры ордена св. Георгия имели целый ряд привилегий. Помимо приобретения потомственного дворянства награжденный любой степенью ордена автоматически производился в следующий чин. Так, командир 38-го Тобольского пехотного полка полковник А. Г. Баумгартен за бой с превосходящими силами турок у деревни Четати (территория нынешней Румынии) в 1853 году получил сразу 3-ю степень ордена св. Георгия (у него не было еще 4-й) и чин генерал-майора.

Итак, военный орден св. Георгия давался только генералам и офицерам. Но случались и исключения из статута. Во время русско-турецкой войны 18251829 годов священник 38-го Тобольского пехотного полка Иона Каминский, подхватив из рук убитого знаменосца Георгиевское знамя, одним из первых переправился через Дунай, за что и был награжден 4-й степенью ордена св. Георгия.

Всего две женщины помимо Eкатерины II удостоены ордена св. Георгия (4-й степени). Одна -королева Сицилии Мария София Амалия за поход против Гарибальди. Вторая — народная учительница из Туринского уезда Тобольской губернии Римма Иванова, ставшая сестрой милосердия. 9 сентября 1915 года она заменила убитых офицеров, подняла в атаку стрелковую роту и, обеспечив успех наступления, погибла от пули снайпера.

Наши писатели и кинематографисты часто путают орден св. Георгия с Георгиевским крестом. «Для поощрения храбрости и мужества солдат и унтер-офицеров» в 1807 году был учрежден специальный «Знак отличия военного ордена» — серебряный крест на георгиевской ленте. Этот крест стал самой известной российской наградой. Герои Отечественной войны 1812 года получали его в одной степени. В Крымскую войну 1853-1856 годов «Знак отличия» имел уже четыре степени: первая и вторая — золотые кресты, третья и четвертая -серебряные. А привычное для нас название «Георгиевский крест» официально было принято лишь в начале этого века — в 1913 году.

Награжденного всеми четырьмя «Георгиями» называли не только полным георгиевским кавалером, но и имеющим «полный бант», так как к крестам 1-Й и 3-й степени прикреплялся бант. Стать кавалером хотя бы одного Георгиевского креста имело смысл: награжденный освобождался от телесных наказаний, исключался из податного сословия, получал прибавку к жалованию на одну треть.

Расцвет георгиевских награждений пришелся на годы первой мировой войны. В июне 1917 года Временное правительство внесло в статут Георгиевского креста «демократическую» поправку: солдаты, проголосовав, могли наградить им офицера. Тогда многие тюменцы, доказавшие после школ прапорщиков свою храбрость на фронте, стали георгиевскими кавалерами, а В. Г. Коновалов получил даже «полный бант».

После октябрьского переворота, когда отменили все прежние звания, мундиры и ордена, у георгиевских наград была особая судьба. Верховный главнокомандующий, бывший прапорщик, Н. В. Крыленко разрешил приказом от 30 ноября 1917 года ношение Георгиевских крестов как знаков личного мужества.

Тогда по числу георгиевских кавалеров на «душу населения» первым городом являлся далекий от фронта Тобольск. Там с августа 1917 года по апрель 1918 года находился в ссылке экс-император Николай II с семьей. Их охраняли 250 георгиевских кавалеров.

Так уж потом случилось, что в гражданской войне георгиевские награды наряду с погонами из национальных знаков отличия превратились в классовые.

Генералы Юденич на Западе и Миллер на Севере отмечали своих солдат Георгиевскими крестами, а адмирал Колчак как «верховный правитель России» даже возобновил награждение офицеров высшим военным орденом св. Георгия. Неужели они не понимали всей безнравственности награждения национальными орденами россиян в воине против россиян? Может быть, в этой абсурдности наградной политики заключалась одна из причин идейного краха и военного поражения белого движения?

Хотя официально «георгин» не запретили, их ношение и хранение в 20-х-ЗО-х годах приводило к трагическим последствиям. В 1937 году в нашем крае были расстреляны почти псе бывшие офицеры (даже те, кто не служил в белых армиях), отмеченные в разное время георгиевскими наградами.

И все-таки слова императрицы Eкатерины, записанные в статуте, — «сеи орден никогда не снимать, ибо оный приобретается заслугами» — оказались пророческими.

Eще раз в этом веке видели Георгиевские кресты на гимнастерках российских солдат в 1941 году. Старые солдаты, прятавшие свои ордена и медали за «империалистическую», доставали их из тайников, уходя на новую войну с «германцем»…

А 8 ноября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР учредил орден Славы трех степеней на черно-желтой георгиевской ленте. Для награждения сержантов и солдат за «славные подвиги в боях»,

Всего за годы Великой Отечественной войны «полными кавалерами ордена Славы» стали около двух с половиной тысяч человек, среди них десять тюменцев.

И еще один факт: этого ордена не было ни у Сталина, ни у Хрущева, ни у «коллекционера наград» Брежнева. Орден Славы не запятнан усатым профилем или соседством со 110 орденами и медалями «бровастого генсека».

Похоже, администрация президента Российской Федерации уже отказалась от прежних намерений «восстановить из старых российских наград орден св. Георгия и Георгиевский крест». Дело в том, что их придется вручать только «за отличие в боевых действиях против внешнего врага». Для награждения же героев октября 1993 года ни Георгиевские кресты, ни ордена Славы не годятся. Пускай они останутся национальными символами доблести и мужества наших прадедов, дедов и отцов.

26 ноября 1769 года императрица Eкатерина учредила «военный орден святого великомученика и победоносца Георгия». С тех пор этот день считался главным военным праздником России.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта