X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Средь несчастий и горя ангел руку протянул

Продолжение. Начало в №№ 36, 39, 40, 42, 45, 46, 50, 52, 56, 58, 66.

Дом на улице Республики, 131, построенный по проекту Малеха Зайнашева, хорошо смотрится и сейчас. Он завершает площадь 400-летия Тюмени, открывая свою красоту со всех сторон.

Пройдя площадь и один квартал в сторону центра, снова видим работы Зайнашева: он проектировал деловой квартал — здание «Гипротюменнефтегаза» и две девятиэтажки напротив него, соединенные аркой.

Как вспоминал в одной из публикаций Виктор Станкевский, заслуженный архитектор РФ, строители часто отклонялись от проекта, заменяли материалы менее качественными, тогда Малех Закиевич приходил с топором на объект и ломал все сделанное не по плану. Поднимался скандал, но архитектор добивался своего.

Здания очень лаконичные, арка между ними напоминает питерский стиль. Позже, надстроив пространство над аркой, испортили весь фасад — ради каких-то лишних метров площади. Скрывает красоту здания неуемная реклама.

Я прошлась вдоль фасадов, заглянула внутрь, но нигде не нашла хотя бы маленькой таблички, извещающей, кто автор проекта. Такой колоссальный труд заслуживает, чтобы имя архитектора было отмечено.

Очень мне не нравится, как покрасили памятник Эрвье рядом с бывшим главком геологов. Памятник — один из лучших в Тюмени и был очень выразительным в прежнем исполнении, в камне и бетоне, все это олицетворяло характер, силу, целеустремленность и мощь, а теперь его покрасили серебрянкой, которой раньше красили печи в кожухах в старых домах. Полная безвкусица, на мой взгляд.

…Детство Малеха Зайнашева прошло в доме номер 54 на улице Герцена. Этот дом снесли самым последним в мае 2016 года, окна квартиры Зайнашевых оставались заколоченными до самого сноса. Кто, интересно, получил новое жилье? Наверное, правнуки хозяина.

В этом же доме на втором этаже жили супруги-актеры из нашего театра. Eго фамилия была Сутулин, а у жены — Образцова. Были они очень чопорные и необщительные, их дочь Вика даже не участвовала в играх во дворе. Артисты они были, как говорили, второго состава. В театре выпускалась стенгазета о театральной жизни, были и шаржи, и даже критика. Я всегда с интересом читала ее, но мало запомнила. Вот несколько строчек про артистку Образцову, которая в каком-то спектакле исполняла роль маляра: «Маляр Образцова, полна и здорова, в шестнадцать кругом…» Затем что-то про кудри, красные губы… И заканчивается: «А ногти-то лаком горят». Все это говорило, что она поверхностно отнеслась к роли, прекрасно зная, что в театре нет маленьких ролей. Через несколько сезонов они уехали из Тюмени.

На первом этаже, окнами во внутренний двор, жила актриса Ольга Краева, молодая, красивая, она быстро стала любимицей у театралов и затмила по популярности Нину Яковлевну Кардонскую. Шли уже шестидесятые годы, появились фанаты-театралы, которые ходили за молодой красавицей актрисой по пятам, писали записки, оставляли цветы у ее окон, конечно, посещали все ее спектакли. При такой популярности через несколько сезонов она неожиданно уехала в Алма-Ату, где снялась в одном фильме.

Скорее всего, причины крылись в личной жизни. Она вышла замуж за актера Шепеленко, который был на ролях героев-любовников: стойкий семьянин, много старше Ольги, и это ее замужество, вероятно, послужило причиной отъезда.

Интерес к театру в нашем городе всегда был большой. Народ любил театр, пусть первоначально совсем балаганный, устраиваемый в дни праздничных гуляний на площадях, в дни Масленицы и на Пасху.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

История нашего театра начинается с далекого 1858 года, когда купец первой гильдии, городской голова Кондратий Козмич Шешуков организовал в зале уездного училища благотворительное представление для сбора средств для женской школы. Из-за отсутствия театральной труппы в постановке были заняты сам Шешуков, купцы Решетников и Просолов, а также дочери двух купчих и несколько преподавателей училища. Успех был большой, даже называли это культурной революцией, так как театр отвлекал народ от пагубных увлечений картами и вином. Первоначальные показы в театре принесли значительные деньги в фонд строительства краснокирпичного здания женской гимназии. Представления шли несколько лет, порой затухали или вновь возобновлялись. Забегая вперед, скажу, что уже нет этого исторического здания, его снесли 29 августа 2021 года, в день большого православного праздника Спаса Нерукотворного.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

Серьезно театральным делом занялся Андрей Текутьев, который в 1890 году построил для театра здание на улице Иркутской, ныне Челюскинцев. Театр был большой и красивый, с ложами, на пятьсот посадочных мест в партере, с фойе, буфетом и комнатами для артистов. Здание со временем увеличивалось, число посадочных мест возросло до 1200, в реконструкции театра принимал участие архитектор Константин Чакин. Там были поставлены пьесы «Вишневый сад», «Горе от ума». Текутьев не ждал, как говорили, барышей от театра — он стремился дать горожанам возможность «разумного развлечения». Но склочники стали упрекать его в дорогих билетах, кому-то не нравился репертуар, то артисты плохие, и в 1913 году Текутьев закрыл театр, но в завещании указал, что передает театр городу, и дал определенную сумму на его содержание.

С 1919 года театр стал называться именем Ленина, но просуществовал он недолго: в 1922 году за сценой случился пожар, за четыре часа все выгорело, все декорации, костюмы, кресла в партере и все оборудование. Восстанавливать не стали, из оставшихся кирпичей был построен жилой дом, который и сейчас находится на улице Челюскинцев, 57. На доме висит памятная доска, что в этом здании 22 августа 1919 года была создана городская комсомольская организация — и ни слова о театре.

В 1924 году появились постоянная труппа и театр под названием «Камерный»; в течение 11 лет он работал в бывшем магазине Агафуровых, а позднее перешел в кинотеатр «Победа» (не путать с одноименным кинотеатром у реки). В 1934 году кинотеатр был переименован в «Темп», в котором тоже никак не упоминалось о театре. Чего уж ждать от магазина «Сват», который разместился на подмостках «Темпа»?

Со временем театр становился мал, и стоял вопрос о строительстве нового здания. Однако на это не хватало средств и было принято решение отдать под здание театра бывшие соляные склады купцов, в том числе и Текутьева, на улице Герцена. Был ремонт; в начале 1935 года здание театра открылось. Какие же должны быть склады, чтобы получить такое красивое здание — во весь квартал, с колоннами, балюстрадами и балконом над входом? Спасибо строителям за умение и вкус. Театр стал называться именем 17-й годовщины рабоче-крестьянской Красной Армии. Открытие театра проходило с еще незавершенным фасадом, но в зале был аншлаг. Первым директором театра был Гранатов, ставились серьезные пьесы — «Анна Каренина», «Eвгения Гранде», пьеса «Таня» Арбузова. Запомнился тюменцам спектакль «Парень из нашего города» — замечательные отзывы были в адрес актера Войцеховского, исполнителя главной роли, и актрисы Стивиной, игравшей Варю.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

В годы войны театр работал в полную силу, шли шефские концерты, выезды в госпитали, в колхозы и предприятия. Надо сказать, что половина труппы ушла на фронт, остались в основном актеры пожилого возраста, но они работали почти без выходных, при мизерной зарплате отдавали однодневный заработок на нужды фронта. Ставились спектакли на военную тему и даже детские сказки. Ведь во время войны людям нужно было помнить, что война закончится, на некоторое время о ней забывать.

С 1944 года театр получил статус областного в честь создания Тюменской области. В эти годы в нем работал художник Антонин Дымов, который своим оформлением обеспечивал успех любому спектаклю.

Антонин Геннадьевич имел диплом Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии. В 1945 году Дымов при Доме народного творчества основал художественную студию, которая выросла в кооперативное товарищество «Художник». Оно дало начало Тюменскому отделению Союза художников России. Каждый год после победного 1945-го несколько мастеров (братья Вагнеры, Eвгений Герасимов, Викентий Дубицкий, сам Дымов) устраивали персональные и общие выставки, выпускали черно-белые каталоги. Дымов со своей женой Зоей Григорьевной жил в театральном доме, бывшем доме Замятина, что на улице Первомайской, 32. У них был сын, мой ровесник, мы познакомились с ним в Ишиме на гастролях театра, дружили, но учились в разных школах (он учился в 25-й). После окончания школы он уехал учиться в Ленинград, куда позднее перевез и родителей.

Актриса Eкатерина Сергеевна Стивина в начале войны приехала из кировского драмтеатра и сразу стала ведущей актрисой, была хороша собой, держалась с достоинством, но без высокомерия. Все отмечали, что у нее красивые ноги, а мама моя подметила, что у нее очень маленькая пяточка, не широкая, без выступов (по убеждению мамы, красота ноги начинается с пяточки, в чем я не раз соглашалась с ней). Eкатерина Стивина была общественным деятелем и организатором кукольного театра. В 1945 году в ее квартире состоялось первое его представление — не было площади. Позднее выделили детский садик, где они работали до открытия здания театра. Жизнь Стивиной неожиданно нелепо трагически оборвалась в 1958 году, ей было 56 лет. Похоронили ее без особых почестей и мало о ней потом вспоминали.

В 1945 году в театре произошел пожар, и работу продолжили в клубе железнодорожников, а также в летнем театре на улице Ленина. Репертуар был громадный, но из-за пожара план не был выполнен, дирекция получила выговор.

После войны в театр стали возвращаться и приходить новые артисты-фронтовики, а также молодые кадры. Жизнь закипела. В 1946-1948 годах в нем работал выпускник пехотного училища Eвгений Матвеев, он запомнился зрителям в пьесе «Молодая гвардия». Затем он перебрался в Новосибирск, в театр «Красный факел», и через два года был в Москве в Малом театре. В Тюмени Матвеева помнят и гордятся, что свою актерскую деятельность он начинал у нас.

В это время в театре уже блистала Нина Кардонская. Публика всегда восторгалась блеском ее глаз, что было у нее от природы, но еще говорили, что она прибегала к такому средству, как белладонна — этот алкалоид вызывал расширение зрачка и импульсивный блеск. У Кардонской было много поклонников, они караулили ее на улице, поэтому она шла окольным путем — по улице Герцена до пересечения с улицей Дзержинского и по ней до самого дома. Как сейчас ее помню, идущей быстро по снежному тротуару, в белой шубке и такой же шапочке, руки в меховой муфте, а на ногах — фетровые боты. Все это было так модно и недоступно большинству женщин. Я всегда долго смотрела ей вслед.

Продолжение следует.

***
фото: Здесь в уездном училище началась история тюменского театра;Памятная доска об актере Матвееве;;Перекресток улиц Герцена и Первомайской, где был театр.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта