X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Толстой против детей и их родителей

В прошлый четверг за круглым столом в областной научной библиотеке обсудили место чтения в структуре досуга современного ребенка. Тема вечная как мир: как заставить детей отлепиться от гаджетов и начать читать книги, а главное — надо ли?

Среди участников обсуждения -психолог Ксения Мазитова из центра «Семья», педагоги, работники городских библиотек, озадаченные родители. Проблема у всех одна, но с некоторыми нюансами. Например, чьи-то дети напрочь отказываются читать. Ведь есть миллион способов получить информацию гораздо быстрее! Привыкая листать ленту, мы неохотно тратим время даже на длинные посты, а о толстом томе и речи быть не может. Ксения советует вводить систему вознаграждения за прочитанное. Eе поддержали, вспомнили историю, как кому-то за каждую прочитанную книгу дарили шоколад, и тот с восторгом съедал все в гордом одиночестве, ни с кем не делясь, — это ведь он заработал честным трудом! — и так постепенно начал коллекционировать фантики. Азарт коллекционера, удовлетворение от вознаграждения и чтение переплелись между собой, схема работала. Примерно такую же систему поощрения психолог предлагает и работникам библиотек, чьи молодые посетители неохотно берут книги и ходят нерегулярно. Прочитал три книги — получил место на доске почета, какой-то приз. Главное — чтобы этот приз сразу был известен ребенку. Цель должна быть четкой и понятной, причем ключевую роль играет не столько сам подарок, сколько процесс его ожидания. Не слишком коротким, не слишком затянутым, иначе ребенок быстро потеряет интерес, поймет, что цель не оправдывает средств — и тогда его уже не увлечь.

«Мы с дочкой начали читать вместе еще до ее рождения, — шутит одна из участниц обсуждения. -И продолжали делать это и в шестом, и в одиннадцатом классе. В детстве во время болезней у нее даже спадала температура, если мы садились почитать. Когда в старших классах жаловалась, что не может осилить «Бесов» — мы читали их по ролям». Для ребенка, особенно в младшем возрасте, очень важна связь с родителем, да и с любым значимым взрослым. Поэтому не стоит удивляться, что ваш ребенок не читает, если вы сами не читаете.

Конечно, человек может начать читать самостоятельно и во взрослом возрасте — когда поймет, для чего ему это нужно. Однако самый проверенный способ — начинать прививать любовь к чтению с раннего детства, превратить его в совместный досуг.

Что волнует многих родителей и педагогов в настоящий момент — как заставить ребенка читать классику? «А зачем классику? — Для русского языка, чтобы мог грамотно формулировать свою речь». Родителей беспокоит то, как это скажется на оценках.

«Вот мы в детстве писали сочинения-описания картин, природы, могли рассуждать… А сейчас подростки общаются между собой на упрощенном, примитивном языке. Все эти «Ок, спс» — уши в трубочку сворачиваются». С другой стороны — сленг существовал всегда. То, что в повседневной речи школьник не использует деепричастных оборотов, еще не означает, что он совсем глупый и не напишет декабрьского сочинения для допуска к экзаменам. Кроме того, классику проходят в школе (хоть и не всегда с удовольствием). В этом случае многое зависит уже от преподавателя.

Я так и не решилась вставить свои пять копеек — ведь я уже не школьник и еще не родитель. Зато я прекрасно представляю, что такое сочинение по русскому языку. Предположим, что ты достаточно неглупый ребенок. Ты читаешь классику добровольно — и с удовольствием! -спасибо преподавателю. Тот часто хвалит тебя за сочинения: хорошо пишешь, красиво, одухотворенно! А потом ты получаешь свой результат EГЭ. «Вот тут двоеточие зачем стоит? А, это у вас «авторское»… минус балл. Какие-то очень сложные, длинные предложения. Зачем столько воды?» Зато сосед по парте получает сто баллов за заученные шаблонные предложения в стиле «мама мыла раму». Безусловно, есть вещи глобально более важные, чем итоговая аттестация, и читаем мы не для тетечек в экзаменационной комиссии. Однако если внушать ребенку, что между чтением и оценками есть связь, то эта иллюзия скоро будет разрушена самой системой образования.

Ксения Мазитова подытожила: для начала самому родителю нужно понять, зачем он хочет заставить своих детей читать. Нужно, чтобы они были отличниками, ведь вы хороший родитель, и вам не все равно? Eсли не получилось вовремя завлечь ребенка, лучше оставить его в покое, чем превращать чтение в наказание. В конце концов, многие начинают читать самостоятельно уже во взрослом возрасте -когда наконец понимают, для чего это нужно им самим.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта