X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Весь мир— моноспектакль

Сомерсет Моэм. Театр (перевод Галины Островской). АСТ, 2017.

Двухсерийный фильм «Театр» по роману Моэма был снят в 1978 году. Я смотрела его на одном дыхании. Казалось бы, что можно понять из взрослой истории в свои десять пет? Я помню Вию Артмане в эпизоде с шарфом пунцового цвета, когда она проваливает премьеру своей молодой конкурентки. И еще финал, где она идет ужинать в одиночестве, заказывая жареный картофель, бифштекс с луком и пиво. И еще пара эпизодов вызывали желание познакомиться с первоисточником. Хотя в данном случае речь о переводном романе.

Чем хорош сюжет? Он демонстрирует многовековую попытку мужского писательского ума исследовать женскую душу и побудительные мотивы поступков противоположного пола. С позиций XXI века (а роман был написан в 1937 году), конечно, многие авторские ремарки читаются как явно женоненавистнические. Зато по-мужски предельно честно. Джулию любит только сын, и то по факту рождения. А остальные только потребляют ее профессиональные навыки известной актрисы. Она им интересна, пока играет главные роли. И это основная тема романа — как достойно стареть и вовремя уходить со сцены.

Надо отдать должное автору: тема возрастного и профессионального кризиса очень тщательно им препарирована. Ведь прежде считалось, что кризис среднего возраста могут переживать только мужчины. Неумные диванные критики сводили это к оправданию поиска побочной связи на стороне; а ведь это только одно из его проявлений. Кризис похож на подростковый, как переход из одной возрастной ипостаси в другую. Молодость — это на время, старики не родились такими. История Джулии вроде бы об этом. Но вот размышления главной героини в финале, демонстрирующие профессиональное превосходство, сметают остатки мелодраматизма. Оказывается, «все люди -наше сырье. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведение искусства… Они инструменты, на которых мы играем…» Ой, не много ли берет на себя театр как зеркало окружающей действительности? Финальный «ужин Джулии» становится понятным: это самопоощрение за обретенное чувство свободы от окружающих. Это как надо было себя сдерживать всю жизнь, если для праздника души достаточно пива с жареной картошкой?!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта