X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

О семейных устоях и традициях

Краеведческий календарь пополняется памятными датами, связанными с именами почетных горожан позапрошлого столетия, заслуживших почет и уважение своими благими делами.

Ноябрь памятен тем, что 21 ноября 155 лет назад в семье купца первой гильдии Ивана Петровича Колокольникова и его супруги Марии Дмитриевны родился сын Степан. Eго вклад в историю города всем известен. Когда в 1895 году умер Иван Петрович, то Степан Иванович вместе с младшим братом Антоном и матерью унаследовал его чаеторговое дело, став соучредителем «Торгового дома И.П. Колокольникова. Наследники».

Братьями была разработана эффективная система управления семейным предприятием. Степан, как сейчас бы сказали, был директором по развитию внешних связей.

Тюмень Колокольниковых уважала благодаря их меценатской деятельности на ниве развития народного образования. Вот только несколько фактов из списка благодеяний: пожертвовали 50 тысяч рублей на постройку Женской гимназии, содержали Затюменское начальное училище на 180 учеников. Обучение там было бесплатным. Колокольниковы открыли частное коммерческое училище (ныне в этом здании строительный институт ТИУ). Они постоянно помогали деньгами погорельцам, переселенцам, бедным горожанам, основали общество вспомоществования бедным учащимся. Внесла свой вклад и жена Степана Мария Николаевна. Она открыла школу начальной грамоты, где сама обучала детей из беднейших семей, бесплатно обеспечивала их учебниками, одеждой, обувью. Колокольниковы выделяли крупные суммы денег на благоустройство и Тобольска, укрепление набережной, освещение улиц, телефонизацию.

Степан Иванович был по тем временам либерал, входил в Конституционно-демократическую фракцию Госдумы, 15 мая 1906 года был избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Тобольского губернского избирательного собрания. Февральскую революцию он принял и поддержал, а вот Октябрьскую нет. Но судьба была к нему благосклонна, в 1919 он сумел эмигрировать в США, где в 1925 году окончил жизненный путь, не познав ужасов гражданской войны на родине.

В наши дни Колокольниковых в Тюмени помнят и чтут. Их потомки часто навещают наш город. Музей «Усадьба Колокольниковых» плодотворно сотрудничает с потомками купеческой династии. В музее уже принимали Ивана Колокольникова из Иркутска, а также Надежду Ивановну, Eвгения и Дарью Ледовских, живущих в Москве.

С особенной теплотой тюменцы относятся к приездам Надежды Ивановны Ледовской. Открытая, общительная, с искренней любовью к своему «родословию», она всегда привлекает краеведов на встречи в музее Колокольниковых. Она (в девичестве Первухина) — правнучка Антона Ивановича Колокольникова.

Вот и 23 ноября в уютной обстановке музея ее именитого предка прошла открытая лекция-встреча «История семьи Колокольниковых». Послушать Надежду Ледовскую о ее генеалогических исследованиях и семейных традициях пришли сотрудники музеев, библиотек, краеведы, экскурсоводы, любопытствующие тюменцы. Надежда Ивановна начала рассказ с воспоминания о своей бабушке Маргарите Антоновне, ветви наследования от Антона Ивановича Колокольникова. Не только на словах о благочестии воспитывали детей у Колокольниковых, а прежде всего личным примером и поступками.

Семейный уклад Колокольниковых, который основывался на строгом соблюдении правил и традиций, может послужить примером тому, как создать и сохранить крепкую многочисленную семью.

— Что такое строгость, я поняла, когда прочла завещание Ивана Петровича Колокольникова, отца Степана Ивановича, — продолжает Надежда Ивановна. На экране нам показывают его скан-копию. Написанное в 1889 году убористым почерком, оно содержит много интересного для понимания внутрисемейных отношений. Так, наследодатель выделял в завещании особенные права для своей супруги. Он завещал ей все деньги, имущество, а дачу Колокольниковых передавал в пожизненное пользование. При этом оставил за ней право самостоятельно решать, кому она может передать любое имущество. Фактически он назначил ее главой семьи. И Надежда Ивановна, акцентируя внимание на этом, подчеркнула, что материальные права женщин в роду Колокольниковых всегда защищались и оберегались. Мужья и отцы всегда были озабочены тем, как после их смерти будут обеспечены их жены и дочери. А правительницей семьи всегда считалась женщина.

В семье было принято, по словам Надежды Ивановны, что до наступления 30-летнего юбилея дети должны были жить в родительском доме на отеческом обеспечении. При этом каждому наследнику выделялась доля в семейном капитале. Eсли было желание выйти замуж или жениться, это допускалось, но при условии, что положенная часть семейного капитала будет выплачена только в 30 лет. На обустройство самостоятельной жизни выделялась небольшая сумма. Зато получение образования горячо приветствовалось, и желание его получить всячески поддерживалось в семье. Большое внимание уделяли изучению иностранных языков. Многие из Колокольниковых знали несколько европейских языков. Также в семье ценили и хранили семейный уклад, считалось, что только воспитанная в их традициях женщина может быть достойной матерью и женой, хозяйкой дома, опорой мужу.

Сильна были традиция свойства. Свойственники — это родственники зятя или невестки, так вот их семьи тоже вливались в клан Колокольниковых, где им всегда оказывали поддержку, находя место и в семейном бизнесе.

…Надежда Ивановна показывала архивные фотоснимки, рассказывая известные ей подробности о людях, изображенных на них. У нее есть две фотографии женщин с детьми, озаглавлены они в фотоархиве как «нянюшки, которые спасли детей Колокольниковых в 1918 году». А имен этих спасительниц никто пока не знает! Надежда Ивановна обратилась с просьбой к присутствующим: помочь восстановить имена, вдруг кто-то что-то знает. Ведь это и есть благодарная память потомков.

Об этом же говорила Светлана Сидорова, генеральный директор музейно-просветительского объединения, подчеркивая, что живые потомки — это проводники истории. «Спасибо, что вы возвращаетесь к нашим берегам. Хочется продолжения таких встреч. Когда оказываешься в такой атмосфере, задумываешься, зачем ты живешь и что оставишь после себя», — сказала Светлана Юрьевна.

Надежда одарила музей чудесными дарами — бульоткой (от фр. bouillotte — сосуд для кипятка) и молочником из серебра, принадлежащими ее семье. Ведь Колокольниковы торговали не только китайским чаем, но всеми принадлежностями для его приготовления и чаепития. Чаепитием в доме Колокольникова и закончилась встреча. Организовал его Eвгений Ледовский, сын Надежды Ивановны.

***
фото: Надежда Ледовская в усадьбе-музее предка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта