X

• 2024 года
  • № 32
  • 5531

Мы едем, едем, едем в далекие края

Об отпуске мы мечтали давно. Наконец решено: в конце августа едем к морю. О том, чтобы оставить ребенка, речи быть не могло. Значит, едем втроем.

Знакомые отговаривали: мол, будет не отдых, а сплошное мучение, да и ребенку в таком возрасте (полтора года) солнце ни к чему, а смена климата просто опасна. Мы и сами боялись, но убеждали себя, что ребенку с родителями плохо не будет. Каждый день (обычно за обедом) рассказывали Сонечке одну и ту же сказку: как однажды утром мы сложим вещи в чемодан, сядем в машину и поедем в аэропорт (это место, где самолеты живут). Там, в аэропорту, будет много людей с чемоданами, но мы встанем в сторонке и будем ждать, когда тетенька по радио объявит: «Начинается регистрация на рейс Тюмень-Варна» (Тюмень — это город, где мы живем, а Варна — это город, куда мы поедем). Тогда мы подхватим свой чемодан и подойдем к стойке регистрации, и тетенька-регистратор возьмет наши билеты, увидит Сонечку и спросит: а эта девочка с вами летит? Мы скажем: с нами, это наша дочка Сонечка. И тетя скажет: все в порядке, проходите на посадку. И мы пойдем на летное поле, и по трапу (это специальная лестница) войдем в самолет, сядем в кресла и полетим в Болгарию (это такая страна у моря)…

В действительности все было не совсем так. В международном секторе «Рощино» яблоку упасть было негде, а тем более негде было встать в сторонке с чемоданом. Два часа мы гуляли по привокзальной площади (в турагентстве нам велели прибыть в аэропорт за три часа до отлета), а потом час, после прохождения пограничного и таможенного контроля, ждали в тесном и душном накопителе. Дети, которых было довольно много, от скуки с грохотом трясли сетку ограждения. А впереди было самое интересное: пять часов лёту. То, чего мы боялись больше всего, Внутреннее устройство салона наших славных ТУ-154Б для таких длительных перелетов мало приспособлено. Негде даже вытянуть ноги. А ведь ребенок, до двухлетнего возраста перевозимый бесплатно и без места, должен все время находиться на наших коленях.

То, чего мы боялись больше всего, прошло незаметно. Сонечка, намаявшись в аэропорту, быстро уснула и проспала почти все время полета. Дальше время пошло еще быстрей: пограничный контроль, получение багажа, поиск представителя фирмы-туроператора, посадка на автобус, который должен доставить нас в Албену. Самый лучший курорт Болгарии. И мы увидели море.

Принято считать, что на международных курортах, подобных Албене, есть всё для спокойного семейного отдыха. И есть всё для детей. Собираясь в Албену, мы наслушались воспоминаний бывалых туристов о том, что иностранцы-де ездят на отдых даже с грудными детьми, что в ресторанах полно мамаш с колясками, а потому у нас даже и в мыслях не было, что могут быть какие-то проблемы с питанием и сервисом. В первый же наш ужин в ресторане (завтраки входят в стоимость проживания в отеле, а ужины нам были просто навязаны турагентством) мы потратили полчаса, чтобы найти детский стульчик. Официантка, которую я спросила о стульчике, посоветовала обратиться к ее «коллежанке» (то есть коллеге, которая обслуживает наш столик), «Коллежанка» пожала плечиком и куда-то умчалась. Наконец нам принесли обтянутую кожей деревянную подставку, которую надо было класть на стул, чтобы ребенок мог дотянуться до стола. Всего таких подставок в ресторане было три штуки, а потому иногда нам приходилось ждать, пока другие дети поедят. К счастью (а также к нашему большому удивлению), в ресторане таких маленьких детей было немного.

Когда же (единственный раз за две недели) мы решили взять напрокат детскую коляску, оказалось, что в нашем отеле колясок нет. Точнее, есть, но они сломаны. А в другом отеле нам не дадут, поскольку такие услуги оказывают только постояльцам. Как мы поняли, дело не в том, что наш отель плохой (считается, что хороший), а в местных представлениях о сервисе. Eще один пример — с детской кроваткой, о необходимости которой мы заявили в reception сразу по прибытии. Портье сказала: о’кей, кроватку принесут, но — завтра. На чем ребенок будет спать сегодня, предстояло решить нам самим. Увидев внутреннее убранство номера, мы поняли, что при всем желании кроватку нам поставить будет некуда: и так тесно. Спали втроем на двух кроватях, сдвинув их. На следующий день постучалась горничная: вы просили кроватку? «Спасибо, уже не нужно, обошлись так», — сказала я. На лице ее появилась недовольная гримаска: «Как хотите», — сказала горничная и кроватку унесла.

Другой неприятный сюрприз — еда. Молоко в ресторане бывает только на завтрак. Ориентируясь на европейский стандарт, нам предлагали обезжиренное молоко, порошковое на вкус. Из других молочных продуктов были только простокваша и сыр. Каш не было вовсе. В общем, вместо молока перед сном нам пришлось перейти на какао.

Из «существенного» Сонечке по вкусу пришлись только корнфлекс и картошка-фри. Правда, вскоре она смекнула, где что лежит, подходила к «шведскому столу», требовала, чтобы ее взяли на руки, и тогда пальчиком указывала, что ей нужно. В основном это были бисквитные пирожные. Никакие принципы «здорового питания» не стоят ссоры с ребенком, а потому Сонечка ела пирожные.

Вне ресторана это был попкорн, фрукты и… пельмени (к счастью, мы нашли одно кафе, где подавали неплохие русские пельмени).. По-моему, в итоге получилась достаточно сбалансированная диета.

Сонечкино питание больше волновало нас, чем саму Сонечку. Eе больше волновала развлекательная программа.

Катая ребенка на лошадке, я вспоминала нашего обозревателя Романа Ромина, который сетовал на непомерно высокие цены в тюменском городском саду. Шутка ли, мол, пять тысяч рублей выложить за маленький круж9к верхом на пони. Так вот, кружек верхом на точно таком же пони за тысячи километров от Тюмени стоит, в пересчете на наши деньги, 9600 рублей. Конечно, кружок будет не маленький, а очень большой. Но ваш ребенок будет точно так же плакать, когда вы его будете вынимать из седла. Ребенок не знает, что такое много. Eму всегда мало.

Из других детских развлечений можно назвать автодром, мини-поезд в виде свинки (карусель, только на рельсах), надувные лодочки с электромотором (тот же автодром, только в бассейне), разнообразные надувные батуты и всевозможные электромобильчики. И, пожалуй, это всё. Eсли не считать мороженого и вышеупомянутого попкорна. Всё это стоит примерно одинаково. Дороже стоила поездка в варненский дельфинарий. Дельфины большие умницы. Правда, Сонечке их трюки были интересны ровно пять минут. Остальное время мы с трудом удерживали ее на коленях: ей хотелось побегать по рядам кресел.

Но развлечения — это вечером, а днем у нас по программе было море.

Море в Албене хорошее. Чистое, ровное песчаное дно. Живность и растительность практически не встречается (когда плывешь, мальки проскальзывают сквозь пальцы, иногда можно было увидеть медузу, да обрывок водорослей нет-нет да и прибьет к берегу). Чистый песчаный пляж. Тут-то и обнаружилось, что ребенку больше ничего не нужно: только море, солнце и песок, да еще формочки, да еще мяч, да еще надувная акула-каракула (все это продается на каждом углу), да еще папа и мама (вообще бесплатно). Конечно, хорошо бы еще иметь компанию. Первое пляжное знакомство Сонечки состоялось с мальчиком иностранногр происхождения с красивым именем Марсель. Когда его матери окончательно, надоело, что сынок осыпает ее песком, она обратила его внимание на нашу Сонечку, игравшую поодаль. Мальчик подошел, осмотрел сонечкины формочки, затем сонечкин пестрый купальник. Затем посмотрел на себя — и побежал к матери надевать трусы. Любопытно, что языковой барьер в таком возрасте практически отсутствует: дети одинаково не владеют всеми языками мира.

Языковой барьер появился, когда Сонечка познакомилась с девочкой постарше. Девочка играла с куклой и говорила по-немецки, в отличие от нас с Сонечкой. Девочка давала куклу Сонечке, и та брала ее на руки и начинала убаюкивать. Девочка отбирала куклу, клала ее себе на плечо, показывая Сонечке: вот так надо укачивать куклу, и снова отдавала. Сонечка снова принималась за свое. Девочка, по-моему, даже рассердилась на нашу глупость.

При том, что немцев и россиян в Албене примерно равное количество, дети на пляже в основном наши. Я имею в виду маленьких детей. Куда немцы девают своих младенцев, с которыми они ходят по улицам курорта, — непонятно. Кстати, представление о немцах, таскающих повсюду за собой своих младенцев, — не более чем иллюзия. Да, много немцев с колясками на курортах, но дети в этих колясках скоро, видимо, пойдут в школу. Вообще я пришла к выводу, что наши дети гораздо более развитые. Представьте: ребенок лет трех, крепкий и здоровый, спокойно едет в коляске с пустышкой во рту и даже не делает попыток встать! Eсли бы это был наш ребенок, он бы давно уже скакал вокруг и что-нибудь выпрашивал.

Один раз на пляже наблюдала, как немецкая мама кормила детским питанием свою упитанную дочь (трудно было определить возраст дочери, но она раза в три была крупнее нашей Сонечки). С ложечки кормила. Затем, поев, дочка вылезла из коляски, где она спала, и папа начал строить для нее из песка куличики. Наполнил ведерко песком, утрамбовал, перевернул, приподнял. «О-о», — сказала девочка с уважением.

Нет, гораздо интереснее общаться Сонечке было с нашими ребятишками. Особенно это нравилось нам. Особенно когда это были большие девочки. Они с удовольствием возились с нашей малышкой, тискали ее, носили на руках, развлекали.

Вообще-то довольно приятно оказалось путешествовать с маленьким ребенком. Не в смысле особого положения (нам никто и нигде не уступал места — от тюменского аэропорта до варненского дельфинария), а в смысле особого внимания. Обычно нас окружало мощное сюсюканье. Официантки в ресторане так и норовили ущипнуть Сонечку за щечку, а управляющий подарил Соне шоколадку. Конечно, нам было приятно.

Но особенно нам было приятно оттого, что мы все вместе.