X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Пришвин и мы

В рамках конференции «Творчество М.Пришвина и новая школа России» 26 февраля про шла встреча участников конференции с коллективом педагогического колледжа N 2 при ТюмГУ.

Вся атмосфера работы колледжа, сказала директор Клара Бакланова, выражена в словах: «создать лучшую породу людей, воспитать педагогическую элиту». Поэтому при наборе учащихся предпочтение отдается детям из семей врачей и учите лей. (Здесь многим, и мне в том числе, припомнились другие слова — из выступления В. Новикова, председателя областного комитета по образованию, — сказанные на этой же конференции 25 февраля: школа и образование в целом должны быть массовыми, а не элитарными).

Гостей пригласили посетить открытые уроки по творчеству Пришвина. Занятия проводили Ольга Ковалева, Лидия Русакова, Галина Синицына.

У Лидии Русаковой, в 7-м классе, был диалог учителя с учениками. Тема «В наших думах топчутся времена… и живут пространства» (по книгам-путешествиям М.Пришвина).

— Как вы понимаете название темы урока?

— В каждом человеке живет знание о прошлом, сохраняется .понимание мира его предками. Человек живет, а вокруг него целый мир.

— Зачем герой выходит в путь?

— Найти страну «без имени», в которую убегал ребенком.

— А зачем паломники ходят по свету?

— Что-то ищут. Духовного спасения, чистоты, хотят открыть людям никому не ведомую жизнь.

— Кто способен выйти в путь?

— Тот, кто хочет познать себя, кто любит мир, природу, свой край.

— У кого есть душа… И какая у человека душа, такое и лицо края. Человек сам творит лицо своего края.

В конце занятия писатель и журналист Василий Песков поговорил с ребятами. На вопрос, чем им нравится Пришвин, ученики ответили: «Он рассказывает о тонкостях природы, которых мы не замечаем.Говорит о природе, размышляет о жизни».

Надо заметить, что гостям из Москвы литературоведческий анализ произведения, через который класс подходил к основной проблематике, не пришелся по душе.

Круглый стол «Пришвин и русская культура XX века» проходил без специальных докладов. Юрий Мешков, профессор ТГУ, предложил обменяться мнениями, отвечая на вопрос, что мы понимаем под словами культура, духовность.

Имя Пришвина, говорил Мешков, не просто привязка к теме. Культура писателя — это культура ближнего мира, мира за дверью дома, и через этот мир писатель обращается к культуре духовной. Конечно, Пришвин — один из нечитаемых авторов, возможно, потому что пишет о вообще-то известном. Но бывает время, когда мы теряем смысл этого известного, ближнего — и вновь обращаемся к нему. Ощущение радости ближней культуры — мы потеряли это. А ведь именно этому должны учить своих детей. Оказывается, что мировую культуру знают лучше, чем культуру своего края. Ю.Мешков обратил внимание на названия наших улиц: Холодильная, Широтная, Транспортная, в них нет любви к городу и теплоты.

О проблемах литературного краеведения в школах города и области говорили многие учителя. Одну из задач народного образования они видят в воспитании любви к родному краю.

Оживленную дискуссию вызвали высказывания писателя Валерия Писигина и заместителя редактора журнала «Октябрь» Ирины Барметовой о том, что сегодня, когда открыты дневники Пришвина, мы должны говорить о новом, о другом Пришвине, не замыкаться на известных сторонах его творчества. Собравшимся был показан красивый видеофильм «Путь к небывалому» (автор Владимир Некляев) о местах, связанных с жизнью Михаила Пришвина, а также литературный спектакль-миниатюра по дневникам писателя.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта