X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Оплата вдохновения

«Не продается вдохновение, но можно рукопись продать», — сказал великий Пушкин, а я задалась вопросом — можно ли прожить одним лишь творчеством? Часто мы восхищаемся произведениями талантливых людей, но как часто мы готовы купить у них что-то?

Снежана Снежная-Дмитриева, основательница бренда «АгЮмола», разработала линейку тюменских сувениров из эпоксидной смолы -черный соболь, сибирские кошки, наличники, весы. Для этого нужно было сделать мастер-модель, а затем создать силиконовый молд.

Изделия Снежаны разъехались от Сахалина до Чукотки, мастер сотрудничает с магазином «Добыча», чья сеть представлена в аэропортах крупных городов России и не только, там продают множество товаров тюменских производителей — от сушеных томатов до бижутерии.

— Я сейчас преподаю русский и литературу в школе, но с недавних пор решила полностью погрузиться в любимое дело, — делится Снежана. — Думаю, заработать в своей нише мне удастся, я уже сейчас имею стабильный доход от реализации изделий. Самый ходовой товар — броши по 400 рублей. Самое дорогое изделие, за которое бралась — картина 120 на 90 сантиметров, вышла 32 тысячи рублей. Популярны мастер-классы, особенно корпоративные. Трудность заключается в том, чтобы найти точки, где твой товар интересен. Сложно продвигаться в сфере рекламы. Eсть помощь от местных властей, я состою в Тюменской гильдии мастеров, у нас три домика на улице Дзержинского, где можно выставить товары, правда, мастеров очень много, не получается в полном объеме представить все, что хотелось бы, но и за это мы очень благодарны. Тюменское агентство развития креативных индустрий предлагает ремесленникам за небольшую стоимость или бесплатно площадки для проведения мероприятий и мастер-классов на улице Володарского, 24 — тоже большая помощь, особенно начинающим.

Наталья Таберт, художница, которая изобрела свой особенный мир, ее феечки-помощницы и трогательные зверята очень узнаваемы. Она считает, что поступающих в творческие вузы должны учить реализовывать работы и честно рассказывать, насколько сложно заработать на жизнь искусством.

— Художник — это человек, который смог сохранить в себе ребенка. Многие не смогли, потому что в детстве им говорили, что это не профессия, — считает Наталья. — Творчество — проявление того самого внутреннего ребенка. Детская любознательность, щенячий восторг перед жизнью -все живо в тебе, иначе художник умрет. У меня был период, когда хорошо продавались картины, был период, когда я активно занималась росписью помещений, проиллюстрировала несколько книг, сейчас увлеклась керамикой. Художник должен вырастить в себе взрослого, который реализует то, что ребенок натворил, либо должен быть человек извне, который будет поддерживать, рекламировать, продавать. Себестоимость материалов высока, энергозатраты порой даже трудно оценить, а на выходе получается, что покупатель не готов приобрести авторскую керамическую чашку, картину выше 5-7 тысяч рублей тоже сложно продать. Придумать ходовой товар с невысокой ценой, не потеряв при этом творческого задора, задачка не каждому под силу. Eще момент: продать свою работу — это как продать своего «ребенка» (помогает тиражирование — оригинал остается дома). Покупатели часто просят: «а продайте дешевле, а подарите, а сделайте скидку — вы все равно это делаете». Нет понимания, что художнику тоже надо кормить себя и семью.

Скульптуры профессионального керамиста Ирины Тюльневой разлетелись по всему свету, а ее фирменные кружки с забавными фигурками внутри теперь на ведущих маркетплейсах. В Тюмени кружки мастера продаются в магазине «Никто не спит». По стране они расходятся через сеть «Твоя полка» и другие магазинчики сувениров.

— Инициатором захода на Wildberries была дочь Алена, я не особо верила, что продажи пойдут, но они начались сразу и все время растут, — рассказывает Ирина Тюльнева. — Ozon продавал гораздо хуже, теперь они идут почти на равных. Это, конечно, помогло нам выйти на другой уровень дохода, спокойствия и уверенности. Примерно треть дохода приходит с офлайн-магазинов и две трети -с маркетплейсов. Сейчас производим около четырехсот кружек в месяц — потолок для ручной работы. Ограничивает печь, количество обжигов, и собственный ресурс, я пробовала нанимать людей, но мне сложно платить маленькие зарплаты, а большие семейный бизнес не тянет. Сейчас задействованы я, муж, дочь и сын. Цена кружки 1500-1800 рублей. Чистой прибыли 600 рублей с кружки, остальное -затраты на материалы, упаковку, пересылку, налоги, электричество, процент маркетплейсов, аренду полок в магазинах. Но за счет хорошего оборота семье хватает денег на жизнь.

В двадцатый раз в городе прошла популярная ярмарка «Солянка маркет». За это время площадка выросла от небольшой ярмарки на 20-30 участников до полноценного городского маркета на 50-60 локальных брендов.

— Обычно заявок больше примерно в два раза, постоянно удивляюсь, сколько мастеров живет и творит в Тюмени, — рассказывает Альберт Фатыхов, основатель и куратор. — Но мы не можем принять всех. Хотя уже и территории выбираем побольше. Конечно, даем дорогу молодым, как правило, маркет на 50 процентов состоит из новеньких, вторая половина -постоянные резиденты. Каждый участник вносит оргвзнос, который расходуется на аренду помещения, рекламные публикации (таргет, рекламу в пабликах, у бло-геров), дизайнера и полиграфию, аренду дополнительного оборудования, декоратора и другие мелкие расходы. Для многих мастеров заработок — не самоцель маркета, в первую очередь — это возможность показать свое творчество заинтересованным людям, познакомиться с ними вживую, обменяться контактами с другими мастерами, раздать визитки. Чаще всего люди за покупками приходят на декабрьские маркеты, перед Новым годом. А в другое время — посмотреть на интересное, зарядиться творческим настроением, присмотреть что-то себе на будущее.

Продажи, конечно, тоже есть. Поэтому мы перешли от формата предновогодней ярмарки к ежесезонному маркету, весной, летом и осенью стараемся провести мероприятие, которое дарит радость тюменцам.

Виктория Ющенко

***
фото: Дом карамели «Ландрин»;«Солянка маркет» проходила в торговом центре «Вояж».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта