X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Динамика жизни под присмотром

Eсли мы бежим по жизни, решая одну задачу за другой, то ученый не только бежит вместе со всеми, но и анализирует происходящее.

Философ, преподаватель ТюмГУ Александр Фокин предложил по пути обсудить, как каждый из нас создает повседневность. Для этого он устроил очередную лекцию-перформанс в молодежном центре «Космос».

Зрители и спикер разбирали видеоинтервью: герои и героини разного возраста рассказывали, как управляют своим временем. Ученый точно так же, как и зритель, видел ролики впервые. На обсуждение каждой истории отвели шесть минут…

Свет гаснет. Перед нами школьница Лера. Eе ежедневник, конечно, -школьный дневник. Людей, сверяющих свои задачи с ежедневником, она считает занятыми, похожими на ее маму. Кто не составляет список дел, Лере кажется человеком веселым, готовым в любой момент совершать все что хочется.

Александр Фокин рассуждает, что раньше ребенок считался «маленьким взрослым» со множеством обязанностей. Лишь в прошлом столетии детство стало восприниматься периодом радости и беззаботности, а еще базой будущего успеха. Поэтому параллельно с учебой современные дети занимаются спортом, музыкой, учат иностранные языки.

Следующая история. Сергей работает в МЧС. На работе он практически ничего не планирует. Узнает о ситуации и реагирует мгновенно. Считает будущее непредсказуемым, хотя и строит планы на ближайший вечер или выходной.

Фокин говорит, что на работе Сергей воспринимает себя как функцию, лишь вне работы он становится субъектом, способным действовать исходя из собственных целей.

На вопрос, строите ли вы планы на ближайшие пять лет, ни один из двадцати зрителей в зале не поднял руку. Фокин говорит: это объяснимо, ведь последние пять лет наши планы меняются под воздействием внешних обстоятельств. Но были и другие периоды. Например, семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия считаются «периодом максимально стабильного, прогнозируемого общества». Тогда молодежь знала, на какую работу может устроиться, на какую квартиру претендовать.

Следующая история об Ольге. План позволяет девушке дисциплинировать себя. Она делит цели на вынужденные и личные. И если вынужденным она следует беспрекословно, то в личных может позволить себе отступить от плана.

Преподавателю рассказ Ольги напоминает идею паноптикума, модель идеальной тюрьмы, предложенной британским философом Иеремией Бентаном. Он представил тюрьму окружностью со стеклянными камерами для заключенных, а в центре окружности находилась бы комната охранника. Eсли заключенный не знает, наблюдает ли за ним охранник или нет, он полагает, что за ним смотрят постоянно, и не пытается сбежать из тюрьмы. Французский мыслитель Мишель Фуко говорил, что важнейшая черта государства — стремление контролировать общество. Анализируя идею Бентана, он сделал вывод, что задача была посадить охранника не в центр тюрьмы, а в голову заключенного, чтобы его мысли стали сдерживающим фактором.

Пенсионерка Нина Петровна строит планы и на день, и на месяц, и на полгода, и на год, но никуда не записывает. Признается, что умеет радоваться, хвалить себя и других. Заставить ее остановиться может только плохое самочувствие.

Ученый поясняет, что Нина Петровна живет согласно сельскохозяйственным циклам, большими понятиями — весна, лето, осень, зима. Она хочет быть максимально продуктивной в каждом из сезонов. Женщина убеждена, что упущенная возможность превратит ее в ленивого, не полезного обществу человека.

— Будут ли пенсионеры будущего заниматься дачами? — звучит вопрос из зала.

Александр отвечает, что сейчас нет дефицита продовольствия, дача становится скорее хобби. Навыки хорошей хозяйки в век готовой еды теперь уходят на второй план. Eсли спрос на эту категорию не исчезнет, то есть вероятность, что люди перестанут выращивать свое и для экономии главного ресурса — времени — будут пользоваться готовыми решениями.

— Я придерживаюсь slow life, медленной жизни. Не стремлюсь стать супер-продуктивным и не корю себя, если что-то пошло не по плану, — говорит Александр Фокин. -Для меня ежедневник — это своеобразный контролер, если я что-то записал, то изменить это не смогу. План становится внешним по отношению ко мне. Когда мои задачи не на бумаге, а в голове, то я могу больше этим управлять. Мне важно, чтобы мое сознание было активным участником этого процесса. Мы живем в обществе, где гораздо проще быть как другие, это удобная матрица, не требующая рефлексии. Для меня решение — не думать, что наш опыт универсальный, и научиться видеть других, тогда появляется больше вариантов развития.

***
фото: Александр Фокин читает лекцию.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта