X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Крылья Тюмени

17 февраля этого года в «Тюменском курьере» был напечатан очерк об авиаторе Эдуарде Лухте. Сегодня рассказ о нем продолжает историк Александр Петрушин.

100 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет народных комиссаров принял постановление о создании гражданского воздушного флота (ГВФ) «Добролет»/»Аэрофлот».

Гражданскую авиацию в условиях «новой экономической политики» (НЭП) предполагалось создавать «народным акционированием». 17 марта того же года была основана в формате «общества добровольного воздушного флота «национальная авиакомпания «Добролет». На средства от продажи акций хотели выпускать пассажирские самолеты или покупать их за границей. При отсутствии отечественных машин «Добролет» эксплуатировал иностранные «Fokker» и «Junkers». В 1932 году Всесоюзное управление гражданской авиации получило сокращенное название «Аэрофлот».

Обская линия

Тогда же началось изыскание новых воздушных трасс по Иртышу и Оби, определение мест для акваторий и аэродромов. В нашем крае, где с 1933 по 1934 годы существовала Обско-Иртыш-ская область с центром в Тюмени, летную экспедицию возглавлял будущий известный полярный летчик, один из семи первых Героев Советского Союза, Маврикий Слепнев.

В декабре 1932 года создали единую организацию по руководству всеми делами на Советском Севере — Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), объединившее в одну систему судостроение, мореплавание, авиацию, науку и строительство новых предприятий и поселений. Начальником ГУСМП назначили Отто Шмидта, подчинив ему Обскую и Eнисейскую авиалинии.

В Тюмени организовали Обскую авиагруппу Главсевморпути, которую возглавил Владимир Кливе. Летному мастерству он учился в авиашколе в Гатчине с 1915 по 1917 годы, затем служил пилотом в Красной армии, был начальником Средне-Азиатского управления «Добролет» в пограничном городе Термес.

Для открытия первой постоянной линии Тюмень — Тобольск — Самарово — Березово — Салехард выделили несколько самолетов различных модификаций, которые базировались на озере Андреевском. Этот гидропорт считался запасным на трассе Москва — Иркутск. Здесь при необходимости «приводнялись» крупные пассажирские самолеты. В зимнее время поплавки меняли на лыжи.

После гибели 13 февраля 1934 года в Чукотском море парохода «Челюскин» летчика Обской авиагруппы Слепнева откомандировали в США для закупки самолета Consolidated Fleetster, на котором он спасал челюскинцев. За один рейс отважный пилот вывез пятерых человек, а 11 апреля доставил заболевшего плевритом Шмидта в американский город Ном. 20 апреля Слепневу присвоили звание Героя Советского Союза, а летавшего с ним американского бортмеханика наградили орденом Ленина.

Прерванный полет

Политические репрессии 1937 года не обошли стороной Главсевморпуть. В Москве арестовали Сергея Бергавинова, начальника политуправления ГУСМП. В Бутырской тюрьме он покончил жизнь самоубийством. За командиром Обской авиагруппы ГУСМП Кливе пришли 24 октября 1937 года в сочинский санаторий имени наркома торговли Цурюпы. Этапированного в Омск Кливе обвинили «в шпионаже на разведки Великобритании, Германии и Польши, в создании контрреволюционной организации на воздушном транспорте». Членами этой вымышленной организации начальник Омского УНКВД, капитан госбезопасности Зотик Волохов назвал начальников тюменского и самаровского (Ханты-Мансийск) аэропортов Вячеслава Семенюка и Николая Шолохова, инженеров Обской авиагруппы ГУСМП Георгия Деденева и Александра Татаренко, техника по эксплуатации самолетов Якова Неруш. Им также вменили «работу на польскую и чехословацкую разведки, вредительство и контрреволюционную пропаганду». Пыточное следствие продолжалось больше года. 23 октября 1938 года их расстреляли. Реабилитировали в январе 1957 года. При проверке вымученных признаний ни один вменяемый им эпизод «враждебной деятельности» не подтвердился. (Следственное дело в отношении безвинно расстрелянных обских авиаторов хранится в РУФСБ по Тюменской области).

Разбор полетов

Командиром вновь организованного в Тюмени Обского отдельного авиаотряда ГВФ был назначен Эдуард Лухт.

Он родился в 1893 году в Таврической губернии Перекопского уезда Александровской волости в семье безземельного крестьянина-бедняка. До 1914 года работал в родной деревне по найму у кулаков. Затем призван на службу в Балтийский флотский экипаж, а через год переведен в 1-ю воздушную бригаду гидроавиации Балтфлота, где служил авиамотористом и авиатехником. 29 сентября 1917 года при оккупации немцами острова Эзель попал в плен. В ноябре того же года бежал из плена на рыбачьей лодке в Ревель (Таллин). В 1918 году при сдаче Ревеля немцам отступал с гидроавиацией и флотом «ледяным походом» в Гельсингфорс (Хельсинки). Дальше участие в Гражданской войне на Восточном фронте против войск Комуча (Комитет Учредительного собрания) и Верховного правителя России адмирала Колчака. В июле 1919-го окончил в Петрограде школу морских летчиков и воевал на гидроплане против наступивших на город войск генерала Юденича. В декабре того же года назначен командиром гидроотряда на Туркестанском и Крымском фронтах. После окончания в 1924 году в Севастополе Высшей школы морских летчиков переведен в систему авиационных частей ОГПУ-НКВД. Выполнял секретные перелеты в северных, арктических и дальневосточных регионах страны.

Проложил воздушную трассу к острову Врангеля в Восточно-Сибирском море (1924). Во время вооруженного конфликта с китайскими милитаристами в 1929 году потопил на реке Сунгари (приток Амура) канонерскую лодку «Изян-Хэн» (до сентября 1943-го самый крупный военный корабль, потопленный советской авиацией -А.П.) Награжден тремя орденами Красного Знамени и знаком Почетного работника ВЧК-ГПУ (ХУ).

Возглавив в Тюмени Обский отдельный авиаотряд (в 1938 году его из ГУСМП передали в ГВФ — А.П.), Лухт лично облетел все контрольно-семафорные пункты по «Осевой» трассе Тюмень — Тобольск — Самарово — Березово — Салехард и места новых посадочных акваторий и площадок: Яр, Сале, Ныда, Тарко-Сале, Новый Порт, Мыс Каменный, и дальше до острова Белый в Карском море. По его инициативе в Тюмени заложили базу по ремонту самолетов У-2, куда уже в 1944 году были перебазированы из Барнаула авиамастерские, преобразованные впоследствии в авиаремонтный завод гражданской авиации N 26.

Возобновление полетов фактического разгрома Обской авиагруппы Главсевморпути проходило в трудных условиях. Летать приходилось на изношенных, выработавших моторесурс самолетах. При Лухте Главное управление ГВФ выделило Обскому авиаотряду несколько машин У-1, МБР-2, Н-56, АИР-6 в сухопутном и гидровариантах. При отсутствии нормально оборудованных аэродромов, площадок и гидропортов, метеорологического обеспечения, средств навигации и связи нередко случались авиационные аварии и катастрофы с человеческими жертвами. По каждому летному происшествию проводились расследования с обязательной в те времена версией о возможном вредительстве.

После одного из разборов полетов Лухт возвратился в Тюмень в удрученном состоянии. Городская газета «Красное знамя» сообщила: «29 мая 1940 года в 22 часа скоропостижно скончался старый большевик, трижды орденоносец, командир Обского отдельного авиаотряда Гражданского воздушного флота Эдуард Мартынович Лухт».

Eго похоронили в Тюмени на краю Текутьевского кладбища. В августе 2018 года по инициативе председателя городского совета ветеранов Германа Смирнова представители компании «Ютэйр-Инжиниринг Тюмень», ИП О.В. Дремин и МКУ «Некрополь» привели в порядок могилу знаменитого летчика. Ветераны авиации и неравнодушные горожане надеются, что новые улицы в районе бывшего аэропорта «Плеханово» НАЗОВУТ ИМEНАМИ Владимира Кливе и Эдуарда Лухта, первых командиров региональной гражданской авиации.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта