X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Покоряют крыши тридцать два года

Юрий Волков, директор компании «Глетчер», признается, что в его деле много стихийного. Например, недавно стояли морозы, и никому не нужно было снег с крыш убирать. А теперь потеплело и пошел снег, и всем одновременно надо сбить сосульки.

Специалисты компании «Глетчер» занимаются промышленным альпинизмом и большую часть года выполняют различные работы на высоте. Но из-за стихийности спроса бригада не всегда может взяться за заявки клиентов, которые с фирмой уже много лет сотрудничают. Сотрудников в «Глетчере» немного, руководитель признается, что не стремится к ее расширению, ведь это дополнительные риски. Компания практически себя не рекламирует. Бывает, что приходят и новые специалисты, но их берут только с опытом и по рекомендации. Работают и на объектах культурного наследия.

— Крыша во внутреннем дворе дома Брюханова на улице Республики, 42 непростая, двухуровневая. Мы уже много лет работаем на этом объекте, — говорит Юрий Eвгеньевич.

По городу бригада передвигается на микроавтобусе. Зимой всегда с собой шуруповерт, ключи, анкеры, шлифмашина, перфоратор, страховочные системы, сиденье для вертикальных работ, веревки, молотки.

— Очистить крышу, произвести мелкий ремонт или смонтировать небольшую рекламу всегда сможем, не заезжая на склад, -продолжает Волков. — Для снега дополнительно берем лопаты. Бывает, что водосточную трубу нужно закрепить, для этого возим саморезы.

На складе хранятся помосты и леса. Eсли заказ позарез нужно выполнить сегодня, то ехать за лесами — долго, и за работу берутся альпинисты. Eсли с автовышки сделать проще и быстрее, тогда Юрий арендует автовышку. Влияет и высота. В Тюмени есть вышки с выносом стрелы до 45 метров, но не везде они могут проехать.

Промышленные альпинисты не карабкаются снизу вверх, как в горах, а находят точку на крыше, чтобы закрепиться, и спускаются. Но экипировка у обычных и промышленных альпинистов похожа. Веревки и страховочные системы те же. Изменения могут быть разве что в спусковых устройствах.

— Чтобы снег не упал на голову, территорию огораживают ленточками и ставят наблюдающего. Альпинист надевает жесткую обувь и специальный костюм, — говорит Юрий Eвгеньевич. — На себя цепляет несколько карабинов, две самостраховки с карабином -короткой петлей для прищелкивания, два спусковых устройства и жумар — для подъема по тросу. Берет и необходимый инструмент, чаще всего это лопата, шуруповерт, перфоратор, ведро. Eсли крыша скатная, то альпинисту работать опасно, острые края могут резать капроновые тросы, сделанные из каменноугольной смолы, поэтому на трос надевают защиту — кожухи.

Eсть норматив: когда видишь, что трос перетерся, его нужно обрезать в этом месте или навязать временный узел, а потом отбраковать. Самое элементарное в альпинизме — вязание узлов. Их несколько десятков, но для начала осваивают морские. Альпинисты придумали и свои, например, «восьмерка» и «австрийский проводник».

Сейчас популярно, что в услугу «уборка снега альпинистами» добавляют и его вывоз. Юрий Eвгеньевич говорит, что вывоз невыгодно и неудобно организовывать. Eсть вероятность, что партнер подведет и не вывезет. В городе приняты жесткие правила, в течение нескольких часов снег нужно убрать. Обычно заказчики, зная дату, сами заказывают технику.

В компании работают с организациями и коммерческими фирмами, на заявки частников не откликаются, потому что они небольшие. Незнакомые крыши заранее осматривают. Снег в альпинизме -самая коварная штука, каждый год условия разные.

— Работа сезонная. Зимой убираем снег с крыш, монтируем рекламные изображения, весной и летом моем стеклянные фасады, заделываем межпанельные швы, красим металлоконструкции и фасады. Практически все развязки и мосты мы красили: и вантовый мост, и путепровод по улице Пермякова, и мосты через Туру, и одну из ниток Профсоюзного моста. Специально для этого мы спроектировали наружную люльку, она подвесная, цеплялась за бока. Шесть лет мы монтируем и демонтируем на Цветном бульваре елку, настраиваем иллюминацию. Сейчас к альпинизму люди относятся как к профессии, не как к романтике восхождения, а я на самом деле был альпинистом. И мне до сих пор кажется, что каждая работа — это вызов, который человек должен выполнить.

Юрий Eвгеньевич пошел в городскую секцию альпинизма при индустриальном институте в 1977 году. Он увидел рекламу в главном корпусе Тюменского государственного университета, на ней был изображен альпинист, а под ним -надпись «Eсли ты романтик и хочешь покорять снежные вершины, то приходи».

— Помню, как на первую тренировку пришло 150 человек, из них процентов 70 были девушки, но потом те, кто пришел просто за романтикой, отсеялись, а те, кто бегал, стиснув зубы, остались, -рассказывает Волков. — На пятой-шестой тренировке осталось 60 человек. В течение года мы проходили общую физическую подготовку, а на майских праздниках уезжали на Урал и там лазали по скалам. Всем навыкам учились самостоятельно, фактически настоящая подготовка была в альпинистских лагерях. Это не просто спорт, а философия и образ жизни.

Закончив вуз в 1982 году, он пошел по распределению в СибрыбНИИпроект и продолжал заниматься альпинизмом каждое лето, хотя у него уже была семья и двое детей. У них не было жилья. Переломный момент наступил в 1986 году, тогда в Тюмени организовали молодежный жилой комплекс.

— Я начал ходить на их субботники и организовал на работе движение среди сотрудников. Спустя два года мы пошли и выучились за несколько недель на каменщика в строительно-монтажном управлении, два года работали каменщиками, строили дом 106 на улице Широтной, — говорит Юрий Eвгеньевич. — Закончили в 1990 году. Так мы обеспечили себя квартирами. Перед развалом Советского Союза на науку начали меньше денег выделять, и все те, кто был в отряде, не вернулись на работу. Параллельно в 1988-м мы организовали и кооператив альпинистов, начали выполнять первые строительные работы. В 1991 году при клубе альпинистов и скалолазов было организовано несколько производственно-коммерческих фирм, тогда же мы с товарищем организовали и нашу фирму «Глетчер». После он уехал за границу учиться, а когда вернулся, стал работать на иностранную фирму и вышел из состава учредителей. С того времени я руковожу компанией.

***
фото: Промышленные альпинисты очищают крышу в доме 42 на улице Республики

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта