X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Любовь до потолка

— Я очень счастливый человек, потому что у меня самая благодарная профессия -быть учителем, — огорошила меня Ольга Пушкарева, учительница английского языка гимназии № 5.

— А как же бумажки, отчеты, невыносимые родители и капризные дети? — подумала и тут же произнесла вслух я.

— Бумажки были всегда, мы к ним уже притерпелись. Школа -это место, где ты обретаешь массу любимых людей.

Свидетельства любви у Ольги Алексеевны повсюду, даже на потолке. Да-да, весь потолок в фотографиях учеников. Дима, уже будучи студентом, старался нестандартно поздравить дорогую учительницу с днем рождения. Забежал внезапно в класс и выстрелил из хлопушки. Да так мощно, что дыры в потолке остались.

— Ну, Дима, тебе и потолок чинить, — сказала Ольга Алексеевна и забыла.

Только уже на следующий день на месте самой большой дыры красовался скромный Димин портрет в синей рамочке.

Весь одиннадцатый класс приревновал к портрету и на следующий праздник подарил учителю потолок, украшенный собственными фотографиями.

Мы пытаемся говорить с Ольгой Пушкаревой об английском языке, а получается о любви, даже страсти к предмету, к ученикам, к жизни…

— Когда я сама стала учить, разочаровалась во многих учителях, которые преподавали у меня. Ленились они, что ли… Я не представляю себя без школы, пришла сюда еще студенткой, в прошлом году отметила тридцать лет преподавательской деятельности.

Переломом в моей жизни стал российско-американский конкурс учителей английского языка и страноведения США, победителей по всей России было всего тридцать. Приз -двухмесячное обучение в Америке. Я привезла оттуда одну свою наработку — слэм под названием «Поделись собой с другим». Ученики 10-го класса рассказывают на английском о том, что их волнует, используя разные предметы, музыку.

У меня принцип: хочешь добиться чего-то от детей, покажи им, что ты это умеешь. Я говорила от лица плюшевого сердца, и в конце они поняли, что я говорю от сердца учителя. Недавно ученица задумалась: каково жить слепым? Она завязала глаза шарфом и трогала вещи, искала нас на ощупь.

Зачем знать английский язык?

— Чтобы во всем мире чувствовать себя как рыба в воде. Когда я езжу со своими друзьями в путешествие, они всегда говорят, что чувствуют себя глупцами, хотя умнейшие люди! Но ощущают себя глупо, потому что не могут общаться на одном языке с жителями страны. Детям я говорю, что учить иностранный нужно для того, чтобы лучше узнать свой собственный язык. А изучая историю другой страны, ты прежде всего изучаешь историю собственной страны. Берем, например, традиции Рождества в Британии, параллельно ребята узнают о праздновании его у нас.

Многие мои выпускники отмечают, что им очень легко учиться в университете, потому что они занимались английским в нашей гимназии, а у нас приличная нагрузка! Мы углубляемся и в литературу, и в историю, и в родной язык, и даже в географию.

Почему подавляющее большинство россиян не владеет вторым языком?

— Советский Союз был закрытой страной, понятно и оправданно, почему ее граждане знают только один язык. А вот сегодня мне странно, как можно не знать язык, ведь для этого есть все условия, не выучит только ленивый.

Помогают ли компьютерные игры в освоении языка?

— Мальчишки, играя в командные игры и общаясь с человеком из другой страны через микрофон, быстро преодолевают языковой барьер. И, конечно, берут много новой лексики. Но злоупотреблять не надо, тогда учебе уделяется меньше внимания.

Вы учитель, который строит учебный процесс из собственного воображения.

— Язык — это не самоцель, это средство. Да, я мало использую учебники и думаю, что их пишут люди, которые сами не преподают. Я за живое погружение. С третьего по пятый класс у нас подготовка к тематическим КВН. В шестом-седьмом классах — ставим спектакли на два актера, восьмой изучаем басни Эзопа и репетируем оперы, десятый — слэмы. В старших классах читаем сонеты и пьесы Шекспира. Я записываю все на видео и потом дарю ребятам в конце выпуска.

С развитием искусственного интеллекта отпадет необходимость в учителе английского?

— Ну, не знаю… Я давала детям сочинение на тему «Нужен ли учитель или достаточно обучающих программ», и все единогласно написали: живое общение с учителем ничто не заменит. Когда мои дети пользуются Google Переводчиком, это сразу видно, и я их ругаю. Убеждаю, что они должны работать со словарем и самостоятельно составлять предложения для рассказа или монолога.

Можно ли представить, что место английского языка в системе российского образования займет китайский?

— Конечно, я всегда буду отстаивать английский, для меня он самый красивый язык. Но когда ученики спрашивают, какой второй язык выбрать, я советую китайский, потому что завязываются отношения с восточными странами. Моя ученица Анюта в прошлом году заняла первое место в Тюмени по знанию китайского языка, в этом году — второе.

Можно ли полюбить учиться?

— У меня с детьми выстраиваются скорее дружеские отношения. Однажды мой американский друг Брэд Томашек сказал: дети приходят на урок готовыми, потому что боятся ее обидеть. А я, в свою очередь, считаю важным оценивать труд, иначе слабый ребенок может в глаза не увидеть, как выглядит пятерка.

***
фото: Ольга Пушкарева в кабинете английского языка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта