X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Светлой памяти поломанных указок

Ирина Лимарь семь лет преподает математику в гимназии №1. А ведь не собиралась быть учителем.

— Мне всегда легко давалась работа с цифрами, — рассказывает Ирина Николаевна, — к одиннадцатому классу я была убеждена, что должна стать экономистом. Среди одноклассников я считалась кем-то вроде переводчика. У нас был учитель алгебры и геометрии из вуза, который хорошо, но сложно объяснял. Так вот, он объясняет, я классу пересказываю — так и учились. При этом я много лет занималась в театральной студии, и в старших классах помогала режиссеру ставить спектакли. Тогда я решила, что если не сложится с экономическим, то пойду педагогом в театральную студию.

И представьте, Ирина, писавшая пробники минимум на 90 баллов, в день икс переволновалась и сдала на меньший балл, чем нужно было для поступления на экономический. Тогда ее школьный учитель рассказал, что в институте математики ТюмГУ открывают направление — педагогическое образование.

— В школу на полставки меня приняли еще на последнем курсе университета. Забавно вспоминать свой первый урок. Мне тогда дали два пятых класса, в гимназии есть традиция, что первый урок должен быть игровым. Я вспомнила все режиссерские наработки, придумала сценарий, сдвинула столы… в общем, была уверена, что готова на все сто. Кое-как мы пол-урока вникали в правила игры, а потом было 20 минут сплошного крика! Дети воспринимают соревновательные игры близко к сердцу. Я тем временем пыталась понять, как себя вести. На втором уроке с параллельным классом я повторила игру, но уже с учетом ошибок. И каждый день учусь на собственных ошибках. Сейчас у меня доучивается одиннадцатый класс, который я вела с пятого. В следующем году придет новый класс, и для них я буду уже совсем другим учителем.

Одной из главных своих целей Ирина Николаевна считает разрушить все стереотипы о «злобных математичках».

— Eсть учителя, которые приходят на урок без улыбки, в страхе потерять контроль и авторитет учеников. Я шла в школу с целью стать и хорошим учителем, и наставником, с которым можно поговорить. Но найти баланс оказалось очень сложно. В первые месяцы работы я поломала не одну указку, пытаясь навести дисциплину. Возможно, дети думали, что у меня раздвоение личности, то улыбаюсь и шучу с ними, то указки ломаю. Со временем я поняла, что тишина работает лучше громкого голоса, а дисциплину в классе лучше всего держит не страх, а интересный урок с разными задачами, за которыми необходимо следить. И, главное, дети умеют ценить хорошее отношение к себе, когда оно не переходит границы. Сейчас я выстроила систему так, что на уроке мы работаем, а на перемене можем пошутить и посмеяться.

Со временем Ирина заметила, как много ей дают и ученики. С ними интересно общаться. Они держат учителя в курсе новостей и технологий. А еще у них целая кладезь лайфхаков. Вот буквально на днях Ирина попросила их остаться на пару часов после уроков — помочь. Дети шустро придумали, как справиться с задачей за 15 минут перемены.

— В их находчивости есть и минусы, они постоянно изобретают новые способы списать. Сама я никогда этого не умела. В институте был забавный случай — на сложный экзамен я подготовила шпаргалку размером с дорожную карту. Она даже в свернутом виде больше походила на книгу. Придя и узнав, что у меня автомат, попыталась передать шпаргалку подруге под стулом. Вся группа смеялась. Ученики у меня куда более осторожные. Но они, к сожалению, слишком рассчитывают на телефоны, и это постепенно становится типом мышления. Например, они не запоминают ход решения задачи, только сам раздел, зная, что смогут остальное посмотреть в интернете. Стараемся бороться с этим, придумывая сложные контрольные, которые не списать.

Eще одна беда — репетиторы.

— Я заметила, что ребята, у которых они есть, меньше стараются на уроках. Хотя если действительно работать на уроках, то к EГЭ спокойно можно подготовиться без репетитора. Эта функция полезна для детей, которые действительно не смогли найти контакт с учителем, не понимают его объяснения или часто болеют.

В информатизации Ирина Николаевна видит только плюсы, активно использует в работе. Например, жизнь значительно облегчили электронные журналы. Там четко отмечено, за какую тему ребенок получил оценку, так что у родителей отпадает много вопросов. Можно всегда отслеживать домашнее задание и вести портфолио. Дополнительно Ирина Николаевна начала разрабатывать таблицы, чтобы отслеживать, какие темы проседают у конкретного ребенка. Они оказались настолько удобными, что теперь она делает их для всех педагогов гимназии. К слову, гуманитариям прекрасно дается математика. Сейчас у нее занимается социально-гуманитарный класс, который может дать фору и профильному, а заниматься с ними очень интересно.

***
фото: Ирина Николаевна Лимарь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта