X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Ну хоть рынду верните

Восемь лесных пожаров зарегистрированы в области к утру 15 мая пять из них локализованы. Уже многое сказано о том, как организовано тушение, какую поддержку получают пострадавшие, но важно подумать и о том, как не допустить пожаров в будущем.

Два года назад российское отделение «Гринпис» исследовало причины лесных пожаров. По опубликованным данным, 60 процентов из них происходят по вине человека. В числе основных — непотушенный костер, брошенный окурок, сжигание сухой травы и даже мусор (осколки стекла могут сыграть роль линзы и поджечь траву). И лишь очень небольшой процент пожаров возникает из-за чисто природных причин: удара молнии, возгорания каменного угля или горения торфа.

Наше пренебрежение к природе появилось не вчера, а меры профилактики разбиваются о привычки, как волны о камень. Это же так романтично — посидеть в лесу у костра. Но, кажется, раньше пожары таких масштабов случались реже. Летние сезоны последних десятилетий на севере Западной Сибири оказались самыми жаркими за семь тысяч лет. Такие выводы сделали ученые в институте экологии растений и животных Уральского отделения РАН и УрФУ, исследовав годичные кольца ископаемых деревьев на Ямале.

Проблема не только российская, но, по данным Всемирного лесного дозора (Global Forest Watch), за последние двадцать лет наша страна потеряла в лесных пожарах больше деревьев, чем любая другая страна мира. По их данным, с 2001 по 2021 год мы лишились 53 миллионов гектаров леса. Это сопоставимо с площадью Франции.

Любопытна практика борьбы с пожарами в скандинавских странах, тоже довольно лесистых.

— В странах Скандинавии леса более заболоченные, но в первую очередь речь, конечно, о другом отношении к проблеме, — считает Eвгений Папулов, директор Сибирской лесной опытной станции. — Им помогают превентивные меры. В Швеции лес разделен на квадраты, в каждом есть свое оборудование для тушения и закрепленные сотрудники лесоохраны. В каждом поселении есть собственная пожарная дружина добровольцев, которая укомплектована оборудованием. У нас на одного лесника приходятся тысячи гектаров леса, и, даже если он увидит пожар, меры реагирования не позволят приехать пожарной машине через минуту. А за минуту лес может разгореться на километр.

Александр Крышень, директор Карельского научного центра изучения леса Российской академии наук, в одном интервью сравнил Карелию с Финляндией и пришел к выводу, что борьбе с огнем способствует разветвленная сеть дорог. В любую точку Финляндии можно подъехать на машине, и начинающийся пожар сразу видно с дороги. В России инфраструктура развита куда меньше.

Также ухудшает ситуацию институт аренды лесов. До недавнего времени арендаторы даже не обязаны были тушить пожары на своем участке, изменения внесли в Лесной кодекс только в 2021 году. 59 процентов лесных угодий Финляндии — гораздо больше, чем у нас, — в частной собственности; но там строжайшие требования к правилам безопасности и огромные штрафы. А еще полностью запрещено выжигание в любых целях. У нас же практикуют отжиг сухой травы, так как это дешевле, чем выкашивание и опашка.

В 2010 году СМИ растиражировали забавный случай. В тогда еще популярном «Живом журнале» мужчина написал крайне эмоциональное письмо, что в его деревне в советское время было три пожарных водоема, своя пожарная машина и рында для сбора людей на помощь в тушении. Потом водоемы засыпали, нарезали участки на продажу, машину райцентр продал, и даже рынду заменили на неработающий телефон. Подытожил мужчина криком души, чтобы хотя бы рынду вернули. Письмо тогда дошло до Владимира Путина, который объяснил ситуацию ответным письмом и приказал райцентру вернуть рынду.

Ясно, что борьба с пожарами требует финансовых вложений. В первом десятилетии XXI века в России в сфере лесоохраны работало около ста тысяч человек, к сегодняшнему дню количество работников уменьшилось в пять раз — до 20 тысяч. Руководитель противопожарного проекта «Гринпис России» Григорий Куксин, у которого 25-летний опыт тушения пожаров, в интервью изданию «Коммерсантъ» рассказывает, что во время сильных пожаров спасателям приходится выбирать, какую деревню спасать, потому что ресурсов на все не хватает.

— Eсть научная методика предотвращения пожаров, — продолжает Eвгений Папулов, — так называемое противопожарное обустройство. Это минерализованные полосы, противопожарные разрывы длиной десять метров. Также один из способов — посадка лиственных деревьев, они горят хуже хвойных и способны задержать распространение пожара на бесценные несколько минут. Но для посадки деревьев нужны люди, для разрывных полос нужны ресурсы и дальнейший уход, иначе начнет расти трава, и нужно следить, чтобы туда не сбрасывали мусор. Способы есть, нужны люди и ресурсы для их реализации.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта