X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Сто тысяч почему, адресованные не нам

Детские обучающие программы и правда бывают хороши. Очень помогают. Родители довольны и заняты своими делами. Проходит несколько лет, и вот ребенок уже и не нуждается в общении с папой и мамой. Все необходимое, все ответы на вопросы он привык получать в интернете. Родители волнуются, пытаются «достучаться». Педагоги говорят: упустили.

— Гаджеты, как мы их сейчас называем, это плод развития нашей цивилизации. Это инструмент и не более того. Только с невообразимо большими возможностями в области информации, — считает уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов. — Как в свое время книга произвела революцию, радио. Гаджеты пошли еще дальше, масштабы космические. А с другой стороны — индивидуальная история. Это наш конкретный взгляд на мир и наш выбор. Человечество изобрело это для комфорта, удобства и в бытовой сфере, и в других. Можем ли мы сегодня от этого отказаться?

— Уехать в глубинку, в Заболотье?

— И там уже все есть. Электронный дневник и электронный журнал. Дети и учителя все умеют. Да даже наша телемедицина. Фельдшер делает простые анализы и может отправить их узким специалистам и решить, нужно ли человека перевезти в стационар. Технологии шагнули далеко вперед. А дети вообще впереди нас, даже не на шаг и не на два, в области использования современных технологий, которые осваивают интуитивно.

— О да, мой неговорящий ребенок и тот освоил и телефон, и планшет, знает, как включаются мультики. Он не понимает еще, что такое мир, но уже знает, что эта штука может ему многое показать.

— Вот, кстати, гаджеты позволяют инвалидам быть вовлеченными в среду, не быть изгоями. К примеру, в поисковых отрядах есть диспетчеры-колясочники. Да, они не могут бегать по лесу, но выполняют свою миссию удаленно. В отношении гаджетов у меня, как у всех, все эти житейские истории я проживаю теперь уже с внуками.

— Ваши тоже зависают?

— Сидят, да. А еще ко мне обращаются граждане, например, бабушки, с жалобами на своих детей. Которые, не успев родить, вместо того, чтобы качать и петь колыбельные, включают белый шум на телефоне и кладут ребенка в шезлонг, который его же и укачивает. Бабушки переживают за внуков.

— И что вы им советуете?

— Eсть инструменты: обращение к психологам, к педиатрам… вот, кстати, приходящий участковый педиатр может строго посмотреть на молодую маму и поговорить, может, будет эффект.

— Eсть такая теория, что пение матери способствует лучшему речевому развитию ребенка…

— Да, когда бабушки бьют тревогу, они это и имеют в виду. Но гаджеты с точки зрения времени — юное изобретение. Нет глубоких научных трудов, которые бы эти вещи описывали и давали комментарии. Eсть наброски только, в социологии. А споры и взгляды — сколько людей, столько и мнений.

— А вовлеченность родителей?

— О пользе или вреде гаджетов мы не говорим. Польза ведь очевидна. Масса возможностей. Но надо определиться, что гаджет -это всего лишь инструмент. На определенном этапе — игрушка, если хотите. Помощник родителей. Помощник ребенка в изучении окружающего мира и поставленных задач. Например, в детском саду: определить цвет, форму, действие.

— В детском саду «Морячок» в жилом комплексе Айвазовский как раз недавно проходила конференция о гаджетах, помогающих воспитателю. Например, умная колонка Алиса.

— Это все инструментарий. Сначала был уголек, потом карандаш, фломастеры, а сегодня — компьютерная графика. Эти инструменты расширяют возможности. Это то, что помогает родителю развивать детей. Гаджет, как и любую игрушку, нужно дозировать. Это аксиома, которая не обсуждается. Самый важный шаг родителей в раннем возрасте — точно так же, как приучить ребенка кушать вовремя и чистить зубы.

Иначе процесс станет неуправляемым, а попытка забрать телефон будет вызывать у ребенка гнев и агрессию. Eсли не привили с раннего детства, то вы будете постоянно бороться. Ребенок будет сопротивляться, потом догадается хитрить и обманывать, а вы перейдете в статус нехороших людей. Такой негативный образ родителя. Но родитель скатывается и в другую крайность, когда ребенка пытается купить. Закончил первый класс — вот тебе телефон. Тут очень тонкая грань между легким вымогательством со стороны ребенка и возможностью купить любовь ребенка со стороны родителя.

— Откуда берется детская агрессия?

— Она точно так же, как и радость — часть человека как живого существа. В нас это есть. Совершенно естественно, что она появляется у ребенка, когда забирают игрушку. Обида или агрессия. Это неосознанно. Часть его я. И точно так же, как мы учили ребенка ходить и пользоваться ложкой, с агрессией надо работать. Нельзя у ребенка что-то забрать и не дать что-то взамен. Будет падать на пол и кричать «отдай» — это часть становления человека и часть социализации. Формирование психики. И очень правильно, если ребенок проходит через все это в свое время -маленьким. Потому что есть золотые послушные дети, и у них эта агрессия может выстрелить в 14, и в 18, и больше. Протест, кризис «не учите жить», категоричность и хамство — все может обрушиться, если в детстве этим не переболел.

— Вовремя заметить и забить тревогу — задача родителей?

— Да. Задача педагогов — помогать и подсказывать. А у родителя должно хватить времени, чтобы увидеть, услышать, встревожиться: мой ребенок не капризничает. идти к специалисту. Самая большая проблема теперь, что есть определенный комплекс: сходить к психиатру? Вы что-о-о? Да у меня нормальный ребенок! Вдруг я схожу, а на этом моя спокойная жизнь закончится.

…Самое интересное, считает Степанов, что, несмотря на уход в виртуальную реальность, потребность у детей в коммуникации никуда не исчезает: она просто принимает другие формы. Когда зависают в соцсетях — они общаются. Это опасно, да, но они идут туда общаться. Эту потребность ничем не заменить. Дети доверчивы. Как и старики, они очень уязвимы для киберпреступников. Они имеют доступ к банковским карточкам родителей, знают пароли, могут фотографировать семью и выкладывать в соцсети, переписываясь с псевдодругом, рассказать, когда и каким составом уезжают на море. Даже могут взять кредит, нажав на кнопочку, если им оттуда подмигнут Маша и Медведь.

И тут, по мнению Андрея Эдуардовича, родителям надо быть всегда начеку.

— Доверяй, но проверяй. Вот вы же не отпускаете ребенка одного на улицу без присмотра. Все то же самое и в сети. Не разговаривать с посторонними.

Пока родитель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, то должен найти время, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Тут есть два пути: или доверительные отношения, когда ребенок сам откровенно рассказывает о своих страхах и проблемах, и они вместе ищут решения -это идеальная история. Или второй путь — ставить родительский контроль и наводить мосты. Знать друзей своего ребенка, родителей друзей. Ходить друг в другу в гости. Не ходите? А вы пригласите! И вы увидите детей по-другому. Сначала, возможно, они уткнутся в гаджеты, а потом в догонялки-пряталки станут играть. А вы еще раз пригласите. Вам начнут доверять. Чтобы, как в нашем детстве, сеть была не в гаджетах, а вокруг нас. Такое надо возрождать. Дети перестали читать — а сами вы читаете? Ваш ребенок не выпускает телефон из рук -а вы? Воспитывайте себя. А он будет повторять.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта