Опаснее гонок гонки на дорогах
Когда Иван Пономарев везет жену, то часто слышит от нее: «Eзжай быстрее, почему ты такой медленный». Она-то знает, что ее муж — профессиональный гонщик.
— Я по городу вообще не гоняю, — признается спортсмен. — Соревнования дают мне необходимый адреналин. У каждого ведь есть определенная потребность в острых ощущениях. В моем случае это подготовка к гонкам и участие в них. Я получаю удовольствие, организм вырабатывает определенные гормоны, мне этого хватает для счастья. Искал адреналин с детства. Гонял на мотоциклах. Потом решил попробовать автомобили. В 24 года пришел в профессиональный спорт. Многие подумают, что поздно. Отвечу — никогда не поздно. Тем более с 18 лет я гонял на «москвичах», «жигулях», «нивах». Выезжал за город, находил сложные повороты. Учился их проходить. Когда стал профессиональным гонщиком, перестал гонять по Тюмени.
Кроме гонок, Иван занимается ремонтом автомобилей. Он называет это увлечением, которое приносит деньги. Любовь всей его жизни в автоспорте — «субару». Машина с полным приводом и мощным турбонаддувом.
У Пономарева сейчас два гоночных автомобиля. Один, мощностью 800 лошадиных сил, используется для ралли и кроссов. Другой (300 лошадиных сил) для более, как говорит спортсмен, «лайтовых» стартов, например, показательных выступлений, где не надо соревноваться в скорости.
Кстати, мне всегда было любопытно, почему почти все гонщики ездят на машинах, которые снаружи выглядят, как отечественные «восьмерки» или «девятки», а внутри нафаршированы импортными деталями.
— У меня точно так же, — говорит Иван. — Мотор и трансмиссия от любимого «субару», а кузов и расходники от ВАЗ-2113. У отечественной машины кузов легче, значит, вес машины становится меньше, а она сама быстрее и маневреннее. «Субару» весит примерно полторы тонны, а отечественная машина — 1100 килограммов или 1200. Eсли это «жигули», значит, дешевые детали, да и «жигули» не жалко. А «субару» жалко, один только бампер обойдется в 20-25 тысяч рублей. «Жигу» же можно собрать в самых неприхотливых условиях.
При этом на модифицированных автомобилях нельзя передвигаться по городу. Их нельзя зарегистрировать, поставить на учет. Технический регламент запрещает внесение изменений в конструкцию автомобиля. Этот транспорт может вести себя очень непредсказуемо.
— Представьте, — говорит Иван Пономарев. — Машину выпустили с конвейера с двигателем в сто лошадиных сил, а сейчас в нем 300. Явно требуется доработка тормозной системы.
Поэтому по городу гонщик передвигается на обычной семиместной «субару», крепкой и безопасной, каким и должен быть семейный автомобиль. В повседневной жизни нет места экстриму, говорит Пономарев.
При этом он утверждает, что гоночная машина, даже при всей ее мощности и резкости, безопаснее обычной. Она оборудована специальным сиденьем, двойными ремнями безопасности на руки, ноги и тело, а еще гонщиков спасает HANS (head and neck support device). Устройство, защищающее голову и шею. По статистике в автокатастрофах чаще всего погибают из-за перелома шеи. Также спортсмены надевают амуницию, созданную из негорючих материалов. В общем, полный фарш. Поэтому гоночные автомобили Иван называет не машинами, а спортивными снарядами.
При этом в кризисных ситуациях на дороге гонщика спасает реакция, у профессиональных спортсменов она в разы лучше, чем у обычных автолюбителей.
— В первый раз я попал в опасную ситуацию десять лет назад, — рассказывает Иван Пономарев. — Eду по дороге ночью на трассе, у встречной машины вдруг лопается левое переднее колесо, водитель теряет управление, его тащит прямо на меня. Мгновенно ухожу от удара, выворачивая руль резко вправо, потом поворачиваю влево, чтобы не вылететь с трассы. Потом, когда смотрел этот момент по регистратору, то поражался, что мгновенно среагировал на ситуацию, причем у меня были доли секунды, чтобы избежать аварии. Обычный человек смотрит вперед, а гонщик обращает внимание на то, что происходит по сторонам, у нас больше угол обзора.
Второй случай произошел год или полтора назад. Были плохие погодные условия, машину опять же неожиданно выкинуло на встречную полосу, но Пономарев вновь справился с ситуацией.
— Когда я на трассе, всегда начеку, трасса требует стопроцентной концентрации, — говорит он. — Я понимаю, что несу ответственность не только за себя, но и за тех, кто рядом со мной.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Победный номер;Иван Пономарев (слева) позирует на фоне своего автомобиля (тоже слева).