X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Весточка из прошлого

«Охота за тенью» — совместный проект «Тюменского курьера» и газеты «Красная звезда», Викуловский район

Несколько строчек о Егоре Ивановиче Хайдукове из будущего, уже четвертого по счету, тома «Запрещенных солдат» были напечатаны в районной газете «Красная звезда». И получилось вот что…

Более 60 лет родные Егора Ивановича Хайдукова ничего не ведали о его судьбе. Уйдя на фронт в первые месяцы войны и прислав фотографию и пару писем, сгинул. И только из газетной статьи узнали, что рядовой 741 стрелкового полка попал в плен под Ленинградом.

Сестра жены Егора Ивановича — Клавдии — Лидия Ивановна Бейнер, полгода назад перешагнула 90-летний рубеж, но помнит все, что касается родных и близких.

— У Егора с Клавдией уже трое ребятишек было, когда началась война, — рассказывает она, сидя за столом у окна в маленькой, с утра протопленной кухоньке. — Жили они в своем доме, он и сейчас стоит в деревне. Сестра моя работала дояркой, а Егор-то у нас знатным трактористом был здесь, в Тюлешовом Боре, по всем деревням ездил. Хозяйственный мужик. А ушел — Клавдия с ребятишками на руках одна осталась. Да ведь беременной была. Наши родители (нас всего две сестры и было в семье) подсобляли ей, и я тоже, как могла. А известий не было от него, вот всего одну фотокарточку и нашла, а письма, может, и были у Клавдии, так она умерла шесть лет назад, на 90-м году. Досталось же ей! Долго она горевала по мужу, замуж так и не вышла больше, некогда было, детей поднимала — Николая, Петра, Капу. А девочка, что родилась в войну, долго не прожила, — вздыхает Лидия Ивановна.

Она вспоминает, сколько сил отдавали на колхозной работе, как боялись получить скорбную весточку с фронта. Когда пришло извещение, что Егор Иванович пропал без вести, все равно ждали. И после войны ждали. Только спустя годы Клавдия Ивановна как-то посетовала: мол, бросил, наверное, муж родных ребятишек.

А беда не отпускала надолго семью фронтовика. Старший сын умер в 42 года, и родные помогали растить его двух сыновей — егоровых внуков. Пережила Клавдия Ивановна и другого сына, он не дожил до 60 лет, у того уже трое детей выросли. У Капы умерли сын и муж, одна живет в Петропавловске, перезванивается с тетей Лидой. А внуки и правнуки ее живут по всему району, в городах учатся.

О своей судьбе Лидия Ивановна поведала скупо: 15 лет работала комбайнером, потом — мотористом на водокачке, в колхозе 25 лет, давно на пенсии. С особой теплотой вспоминает она своего супруга, Петра Андреевича, который отслужил семь лет, был механиком в авиачасти, а в колхозе возглавлял тракторный отряд. Был уважаемым человеком в селе. Своих детей у них не было, вот и заботились о детях и внуках старшей сестры.

Лидия Ивановна живет одна. Несмотря на почтенный возраст, она — довольно активный человек. Ее память хранит множество событий из жизни большой семьи. Когда мы рассматривали альбом с фотографиями, о каждом поведала несколько слов. Среди множества черно-белых снимков бережно выбрала тот, на котором она с сестрой, племянницами и родителями, Иваном Алексеевичем и Аксиньей Васильевной.

— Дружно жили, помогали друг другу, — говорит она. — А мне, значит, довелось весточку о зяте получить. Теперь и внуки его узнают о нем через столько лет.

Весточка из прошлого, несколько архивных строчек, заставили вернуться памятью в нелегкое время, время страшных потерь, дали возможность хотя бы внукам погибшего солдата узнать о его судьбе. И почтить память всех погибших за Родину.

ОТ РЕДАКЦИИ: Простое незамысловатое повествование о деревенской жизни между войной и войной, рассказ о простом человеке, который, казалось, пропал без вести, не осталось ни креста, ни звездочки над могильным холмиком. Да кто знает, где тот холмик или братская могила, в которой покоится тракторист и солдат, муж и отец Егор Хайдуков?

А что было между миром и миром? Была большая война, перемоловшая миллионы судеб и будто бы не оставившая даже надежды на то, что из прошлого дойдет хоть какая-то весточка.

Оказывается, память сильнее пушек и даже смерти сильнее. И словно вернулся к нам из прошлого тот, кто смотрит на нас со старой фотокарточки. И останется с нами до тех пор, пока мы сами в состоянии помнить.

А тем временем, организация «Саксонские мемориалы» обнародовала списки 700 тысяч советских солдат, погибших в плену. 700 тысяч из пяти с лишним миллионов. Спасибо и на этом — ведь трофейные карточки лишь изредка содержат информацию о том, что, в конце концов, случилось с нашим солдатом. А в документах Саксонского центра, что работает в городе Дрездене, эта информация есть. Правда, написано: умер. Мы же считаем: погиб.

Нашли мы в саксонских списках и нескольких Хайдуковых. Двое из них, наверняка, наши земляки.

Хайдуков Борис Сергеевич, родившийся 2 июля 1912 года на территории, которая перед войной входила Омскую область. Он умер в плену 2 мая 1942 года.

Хайдуков Михаил Михайлович, родившийся в 1913 году там же. Умер 7 апреля 1942 года.

В книге «Память» о них не упоминается. Но может быть, кто-нибудь тоже ждет этих строк?

«Хайдуков Егор Иванович, 1915г., д. Тюлешов Бор Викуловского района. Рядовой 741-го стрелкового полка. Попал в плен под Синявино Ленинградской обл. Жена — Кайдукова Клавдия, жила в д. Тюлешов Бор»…
Из еще не вышедшего тома книги «Запрещенные солдаты».

***
фото: Егор Иванович Хайдуков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта