X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Ветер странствий манит

В Полинезии издавна рассказывают легенды о герое по имени Кон-Тики, который вместе с соплеменниками приплыл с востока и дал начало местной культуре.

До некоторой степени в эти легенды верил и знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал: он предположил, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. А старинные рисунки испанских конкистадоров, на которых изображались плоты инков — паэ-паэ, — подтолкнули исследователя проверить теорию на практике.

Эксперимент оказался удачным: в 47-м году прошлого столетия Хейердал и еще пятеро путешественников за 101 день преодолели на плоту из бальсового дерева под названием «Кон-Тики» около восьми тысяч километров Тихого океана. Течение Гумбольдта и попутный ветер пронесли их от перуанского порта Кальяо до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту.

… Впоследствии путь Тура Хейердала несколько раз повторяли. В 2006 году это сделали шестеро участников экспедиции «Тангароа», в числе которых — внук знаменитого путешественника Олаф Хейердал и норвежский журналист Торгейр Хиграфф. В 2015 году эти же двое планируют вновь проплыть от Южной Америки до Полинезии и. вернуться обратно тем же способом — на плотах.

ИНТУИЦИЯ СРАБОТАЛА!

В команду экспедиции «Кон-Тики II» зачислены два российских врача: москвич Борис Романов, анестезиолог Центра эндохирургии и литотрипсии академика Бронштейна, и наш земляк, исследователь стволовых клеток и один из разработчиков ранозаживляющего «Цельгеля» Сергей Гольцов.

— Не предполагал, что выбор падет на меня, — признается Гольцов. — Заполнил анкету и записал видеообращение к организаторам, а потом сильно удивился, когда пришло подтверждение. Организатор экспедиции Торгейр Хиграфф решил выбрать именно русских медиков из-за дружбы Тура Хейердала и советского врача Юрия Сенкевича. В остальном же. Думаю, дело не в каких-то моих заслугах. Торгейр действовал, как подсказывала интуиция.

… Если это так, значит, норвежский журналист обладает недюжинными способностями к предсказыванию: полезными талантами наш медик наделен сполна. В отличие от Тура Хейердала, Гольцов воды не боится — он 10 лет занимается плаваньем, ныряет с аквалангом. Имеет квалификацию шкипера и фотографа-натуралиста. А главное, немалый опыт путешествий. Ему даже случалось побывать в гостях у каннибалов Папуа-Новой Гвинеи — в составе научной экспедиции.

Минусом оказалась только медицинская специализация Гольцова — он кожвенеролог, а значит, не имеет опыта оказания экстренной помощи.

— Пришлось интенсивно готовиться, осваивая пусть не принципиально новые, но все же непрофильные навыки, — рассказывает врач. — Я обратился к другу — парамедику ООН и прошел курс реанимационной помощи. После нас с Борисом Романовым тестировали в Норвегии, в Национальном госпитале морской медицины. Мы со всем заданиями справились, манипуляции выполняли быстрее норматива. Коллеги даже прозвали нас «crazy russian doctors» -вроде как очумелые русские доктора, но в хорошем смысле. Из-за того, что Борис при отработке одного из сценариев хотел удалить условному пациенту аппендикс прямо на условном плоту.

НЕ РАДИ ГЕРОЙСТВА

Впрочем, Гольцов подчеркивает: «Мы не сорвиголовы и в море отправляемся не ради геройства». Цель — выяснить, в каком состоянии находятся водные ресурсы Тихого океана, проверить на скрытые загрязнения: антибиотики, мелкие частицы пластика и прочие последствия человеческой деятельности, — рассказывает Гольцов. — Для этого в команду включены экологи, океанографы, специалисты по флоре и фауне. В то же время «Кон-Тики II» — дань памяти Хейердалу, экспедиция которого показала, как могло начаться освоение полинезийских территорий. Мы готовы проверить обратную связь: могли ли полинезийцы начать освоение Южной Америки задолго до того, как Христофор Колумб отправился на поиски Индии? Кто заселял остров Пасхи и возводил каменных истуканов? Если получится проплыть на плотах в обратном направлении, значит, транспортный узел работал в обе стороны.

… В море выйдут два плота: «Тупак Юпанки» — названный по имени императора инков, жившего в XV веке, и «Раити Тан» — так звали перуанского бога солнца. Плоты построят по описаниям инкских паэ-паэ XIV века — их конструкция оказалась в некотором роде даже надежней, чем у кораблей испанских конкистадоров: они устойчивы при качке и имеют почти нулевое водоизмещение, что позволяет перевозить до 10 тонн груза. Впрочем, полной исторической достоверности никто не добивается: вместо локатора на воздушном шарике, как это было в экспедиции Хейердала, плоты «Кон-Тики II» оснастят современными средствами связи и солнечными батареями.

Путешественники возьмут запасы еды, в том числе хлеб с большим сроком годности, замешанный на морской воде. Но в основном команда планирует питаться летучей рыбой, которая, согласно расчетам, должна сама запрыгивать на плоты.

Живого сопровождения не предполагается — никаких крейсеров, идущих параллельным курсом. Однако перуанские и чилийские военно-морские силы в курсе маршрута и, получив сигнал бедствия, направятся к плотам — эвакуировать людей.

ВТОРЫМ ПРИДЕТСЯ ТРУДНЕЕ

На каждом из двух плотов разместится экипаж из семи человек. 1 ноября оба плавсредства отойдут от берегов Южной Америки -первая часть пути, ориентировочно, займет 40-45 дней. За здоровьем команды проследит Борис Романов.

— Вторая часть экспедиции начнется 1 декабря, и она должна оказаться в полтора-два раза дольше, — отмечает Гольцов. — Никто не проходил этот маршрут на плоту под парусом. Восточно-австралийское течение снесет нас на тысячу миль вниз и там плот подхватит Южно-Тихоокеанское течение. Дальше самый сложный участок — переход из Южно-Тихоокеанского в Перуанское течение, которое-то и должно поднять плоты наверх, к берегам Перу. Если расчеты ошибочны, нас может снести в район мыса Горн, в весьма прохладные антарктические широты. Тогда придется эвакуироваться. Но понадеемся на точность считавших и на помощь древних перуанских богов!

… Если не вмешательство высших сил, то простая удача тюменцу точно не помешает: он окажется одним врачом на два плота и, при необходимости, станет переплывать между ними на надувной лодке или — при сильном волнении моря — перебираться по системе канатов. Занятие опасное, но вполне подходящее для того, кого манит ветер странствий.

***
фото: Сергей Гольцов (слева);Аптечка путешественников.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта