X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Практические уроки Небесной кошки

Даже коренной горожанин, способный показать, в каком доме жили его предки до революции, на тюменской земле все равно гость. Прежде других здесь появились ханты, манси, ненцы — все те, кого мы сегодня зовем малочисленными народами.

Нельзя сказать, что наследие Севера забыто: имеется в окрестностях города, на озере Андреевском, археологический музей-заповедник, где представлен быт стойбищных ханты и ненцев. Каждую весну люди разных национальностей празднуют там «Вороний день», радуясь возвращению теплых дней. Но все это — капля в море, говорят уважаемые представители диаспоры.

Шаманом быть немодно

— Молодежь, живущая в городах, не знает родного языка. Не владеет народными промыслами: кожевенным делом, резьбой по дереву и кости, шитьем и вышиванием, — рассказывает Леонид Лар, ямальский художник, лейтмотивом творчества избравший мифы и легенды коренных народов Севера. — В силу профессии я много путешествую по Тюменской области, особенно по ХМАО и ЯНАО. Там, где люди продолжают вести кочевую жизнь, национальные традиции сохранились лучше. Но тоже не в полном объеме. Я собираю фольклор и частенько встречаюсь с шаманами — их осталось очень мало. Когда-то пойти учеником к шаману считалось огромной честью. Но теперь молодые не изучают шаманизм. Если ничего не изменится, то через одно-два поколения это явление исчезнет из традиционной жизни. Я знаю, был период, когда говорить о шаманах запрещали, их считали шарлатанами. Но они очень интересные и образованные люди. Кладезь народной мудрости, хранители легенд и преданий. Они знают, как устроен духовный мир, разбираются в природных явлениях. И такие уникальные люди, к сожалению, уходят.

Интересно, что Леонид Лар не только рисует картины, отражающие древние верования ханты и ненцев, но и сам нередко выступает в роли шамана на этнических празднествах. На днях он перевоплотился: надел шаманские одежды и амулеты, взял в руки бубен и на реконструированном капище провел обряд очищения, а затем раздал всем участникам действа ленты и велел привязать их к священной березе, загадав желание.

В этом знакомом тюменцам мероприятии необычно то, что обряд проводился для специалистов. Эксперты съехались в Тюмень на «Этнолайф» — VI межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Катя Христозова

Как сохранить традиции?

Важнейшая часть мероприятия — научно-практическая конференция. Как оказалось, центральной проблемой коренных народов специалисты видят не вопросы социального обеспечения, не школы и больницы — все это постепенно обеспечивается и строится. Даже развитее туристического бизнеса, густо замешанного на национальной эклектике, в ходе обсуждения отошло на второй план. «Важнейшим на сегодняшний день представляется сохранение национальной самоидентификации, сохранение традиций и культурного фонда», — говорили на конференции.

И именно на это были направлены все публичные мероприятия «Этнолайфа». Например, на площади 400-летия Тюмени установили чумы, внутри которых все было сделано в соответствии с традициями коренных народов Севера — зайти внутрь, послушать рассказ о быте и верованиях, а также попробовать блюда национальной кухни мог любой. Там же демонстрировали искусство резчики по кости, горшечники, ткачи и столяры — все изделия, конечно, в этническом стиле.

Но интереснее всего, пожалуй, получились соревнования мастеров парковой скульптуры на Андреевском озере: десять резчиков по дереву четыре дня отсекали лишнее от двухметровых сосновых бревен, создавая удивительные изображения людей и животных.

— Темой стали легенды и мифы коренных народов Севера. Мастер из Ирбита Валерий Коновалов решил создать скульптуру шамана, — рассказывает Ирина Малых, заведующая музеем-заповедником. — Но, только оказавшись у нас, он понял, чей образ хочет взять за основу — Леонида Лара, талантливого художника и потомственного шамана.

Нашел вдохновение, так сказать, на месте и другой мастер, земляк Коновалова — Юрий Мезюхо. Вырезая лешего — героя не только славянских, но и северных легенд, — он избрал в качестве образца… другого скульптора — Виктора Селиверстова.

— Он любит работать с натуры, ищет человека, который похож на его замысел, — шутливо рассказывает модель. — Но и я тоже не простак, пообещал отомстить. Я его тоже как-нибудь кем-нибудь сделаю.

Катя Христозова

Кошка, которая спустилась с неба

Абсолютного победителя жюри выбирать не стало — каждому мастеру отвели свою номинацию и дали диплом. Но, возвращаясь к теме конкурса, — лучше всего, по мнению судий, отразил дух легенд ханты и манси ямалец Анатолий Сотруев. Он создал скульптуру по старинному хантыйскому мифу, который в детстве слышал от бабушки.

— Она рассказывала, что боги сделали людей из глины и очень огорчились, заметив, что те размокают от дождя и трескаются на солнце, — вспоминает Анатолий Павлович. — Тогда боги послали Небесную кошку, чтоб она научила людей быть гибкими, пластичными. Лишь велели не разговаривать, под страхом остаться на земле навсегда. Но кошка, спустившись, заметила, что люди ничего не умеют: ни ловить рыбу, ни укрываться от непогоды. И научила их всему, что знала. Вот только люди оказались такими несообразительными, что обойтись при этом без слов не получилось. Так кошка осталась с людьми. Мы за это ее кормим и пускаем в теплый дом. Эта легенда — нечто вроде нашего семейного предания, а кошка — тотем рода, священное животное.

К сожалению, передать в дереве грацию животного, все линии, изображенные на эскизе, не получилось — не хватило дня (время, отведенное мастерам для работы сократили).

Катя Христозова

Но все же, Небесная кошка, сидящая на облаке и глядящая вниз — на деревья, реки и людей, — производит впечатление. Она, как и все остальные скульптуры, останется на территории музея, чтобы дарить радость гостям. Правда, заведующая пока не определилась: выставить все работы рядом или же разместить отдельно друг от друга. Например, скульптура шамана или Небесной кошки может занять почетное место на капище, но… какое место тогда подыскать для работ, отражающих мифы других, не северных, но тоже малочисленных коренных народов?

***
фото: Небесная кошка сидит на облаке;Анатолий Сотруев;Марина Тимофеева ткет махровый ковер;Радик Мулаянов показывает гостям резные черпаки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта