X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Мошенники есть, пока есть жертвы

С начала года в Тюмени зарегистрировано более 350 преступлений, связанных с обманом граждан. Только за минувшие выходные в полицию обратились четыре пожилых человека, которым позвонили неизвестные и назвались «сыновьями, попавшими в неприятности».

По словам заместителя начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений уголовного розыска областного УМВД подполковника Дмитрия Севрюкова, эта схема телефонного мошенничества носит рабочее название «мама-папа» и по сей день остается наиболее распространенной, несмотря на то, что о ней слышали, пожалуй, даже в самых глухих деревнях.

— Мошенники в этом смысле не избирательны — они действуют наугад, набирая номер за номером. Кто-нибудь, да попадется, -рассказывает Дмитрий Александрович о совсем не хитром, рассчитанном исключительно на нашу доверчивость, способе работы жуликов. — Сложность при раскрытии таких преступлений в том, что часто мошенник находится в одном городе, жертва — в другом. У каждого региона есть свои, так скажем, фирменные приемы: раньше «мамкал» Сургут, сейчас Самара; о якобы прокурорских проверках врет Ростов-на-Дону; Удмуртия рассылает смс о том, что заблокирована банковская карта… Впрочем, мошенники быстро учатся друг у друга.

За последние годы сотрудники правоохранительных органов тоже немало чему научились: как действовать в первые сутки после совершения мошенничества, чтобы по горячим следам собрать больше информации и улик; как взаимодействовать с коллегами из других городов; как укреплять доказательную базу, чтобы она была состоятельна в суде. Правда, на публику Дмитрий Севрюков готов говорить не обо всех методах поиска телефонных шарлатанов, потому что те и без того на несколько шагов опережают стражей правопорядка.

Но справедливости ради стоит отметить, что в первом квартале этого года ситуация несколько переломилась в лучшую сторону: наблюдается снижение регистрируемых случаев мошенничества.

— Причин этому несколько, -продолжает Севрюков. — Во-первых, дает результаты профилактическая работа — если гражданам в течение года говорить об одном и том же, то что-нибудь должно, наконец-то, отложиться в головах. Во-вторых, мошенников, несмотря на сложности следствия, мы все-таки находим и наказываем. Как правило, за каждым таким человеком — не одно преступление, а несколько эпизодов. В июне, например, передано в суд дело: осужденный одной из колоний совершил десять преступлений. Звонил жертвам прямо из режимного учреждения.

Третий пункт, благодаря которому статистика улучшилась, — это сознательность регионов, которой они, между прочим, научились у Тюменской области.

Дело в том, что для запутывания следов мошенники часто пользуются номерами, зарегистрированными в других городах. Например, звонят из Кургана с ростовского номера. Раньше любой следователь уцепился бы за ростовскую соломинку и с чистой совестью «запульнул» это дело «на родину», даже не проверив, откуда именно поступил звонок (процедура эта непростая, проводится с разрешения суда). Но прокуратура обязала тюменских полицейских во всем разбираться самим, отчего «не наших» дел в регионе прибыло. Кто бы знал, что уже в начале 2015-го года этот опыт вернется к нам добрым бумерангом: другие города последовали тюменскому примеру и не выпускают дела из своих регионов, пока не разберутся во всем сами.

Более того, говорит Дмитрий Севрюков, в настоящее время получилось наладить взаимодействие с иногородними коллегами, что тоже приносит определенные успехи.

Хотя, по мнению большинства обывателей, нет ничего проще, чем «пробить» абонента и плотно работать с ним до выяснения всех обстоятельств.

— В 99 процентах случаев номера, с которых звонят мошенники, зарегистрированы либо на случайных людей, чьи паспортные данные используются незаконно, либо вообще на выдуманные имена, -поясняет подполковник. — Это большая проблема, которая не решится за один день. По идее, Роскомнадзор обязан контролировать ритейлеров, которые продают сим-карты, не проверяя данных клиента, но эта работа продвигается без особых результатов. Знаю, что сейчас в Госдуму внесен законопроект о том, чтобы один человек мог оформить на себя не более десяти номеров. На высшем уровне необходимо решать и вопрос более тщательного контроля за ритейлерами.

Примечательно, что правоохранительные органы рассматривают вопрос и о том, чтобы привлекать к ответственности. жертв мошенничества. Вот такая абсурдная, на первый взгляд, ситуация, которая, на самом деле, имеет под собой все основания. Нередко пострадавшие сами, с точки зрения закона, становятся преступниками -взяткодателями.

Те же схемы «мама-папа» или «прокурорская проверка» рассчитаны на то, что человек — или испугавшись за сына, которого могут арестовать, или, желая «отмазаться» от проверки, — соглашается дать якобы сотруднику правоохранительных органов взятку. Конечно, в итоге деньги получает не полицейский и не прокурор, но жертва же до определенного момента об этом не знает.

— В принципе, состав преступления налицо, — говорит Дмитрий Александрович. — Но пока мы не возбудили ни одного такого дела. Человек и так наказал себя, поверив мошенникам, а тут еще наказывать его за это повторно.

На вопрос о том, видит ли он в конце тоннеля свет, мой собеседник отвечает, что со временем определенные виды преступлений идут на спад: пережили бум срывания шапок на улице, повальное воровство мобильных телефонов, изживем и мобильное мошенничество. Другое дело, что на его место обязательно придет что-то новое. Уже сейчас зафиксированы случаи, когда мошенники снимают деньги с банковских карт граждан с помощью вирусных программ, которые поселяются в мобильных телефонах и считывают всю необходимую информацию. Это так называемые бесконтактные кражи.

А пока мы готовы покупаться на самый примитивный «развод». Немало случаев, когда граждане согласны действовать по указке человека, которого раньше и в глаза не видели: обещая устроить на хорошую должность, мошенники просят соискателя купить по дороге на собеседование коньяку, цветов, фруктов (чтобы умаслить будущего начальника), а заодно скинуть на указанный номер некоторую сумму — тоже для «налаживания контакта». На условленном месте соискатель так никого и не находит, но, не желая поверить в собственный промах, еще какое-то время топчется там — с коньяком, цветами и авоськой фруктов в руках. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

***
фото: Картинка из полицейской памятки для граждан.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта