X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Самые счастливые люди на свете

Возникало ли у вас чувство, что вы самый счастливый человек на свете? Меня оно застало в неожиданном месте. Когда я на каблуках и в любимом платье бежала с охапкой сена в руках.

От сена хочется чихать, платье пачкается, руки чешутся. За мной с такой же охапкой несется маленькая бойкая студентка Настя Eгорова, в тулупе и валенках. Это сено надо успеть унести со сцены до следующей постановки, поэтому работают все, вне зависимости от роли и костюма. А мастер второго курса студентов-режиссеров ТГИКа Марина Жабровец весело подгоняет:

— Ничего, когда-нибудь вы будете вспоминать это время как самое счастливое, — говорит она, поправляя огромную копну сена в руках скептично поглядывающего на нее студента Дамира Богданова. — Кто-нибудь это снимает? Юра (помощник режиссера — И.И.), ну что ты стоишь, снимай!

Марина Владимировна как в воду глядела. Это время действительно было счастливым. Именно поэтому, собираясь написать зарисовку, посвященную Году театра, я решила рассказать о самом нелепом, искреннем и иногда талантливом театре — студенческом.

Сцена — существо обидчивое

На кафедре режиссуры случалось всякое. Репетиции, слезы, обиды, радости и творческие открытия. Свидетелем всех этих событий был и остается портрет улыбающегося Константина Станиславского. Он, кажется, на кафедре с самого основания. У нас даже есть традиция, если творческие муки затягиваются, и ты остаешься ночевать на кафедре (это не запрещается), то ровно в четыре часа утра надо сделать фотографию на фоне портрета Станиславского. Тогда тебя обязательно посетит вдохновение.

Да, у студентов много суеверий, обычаев и даже обрядов. И главным идолом в них выступает сцена. По ней нельзя ходить в грязной обуви, ее надо заряжать положительной энергетикой. Плохим режиссерам сцена мстит: декорации падают прямо во время показа, свет барахлит, актеры поскальзываются, а этюды выходят бездарными. Eсть даже специальные тренинги, которые помогают задобрить сцену. Среди них встречаются очень экстремальные. Например, в американском театре студенты имитируют звуки и движения полового акта. По их заверениям, после этого на сцене получаются лучшие работы. Мы практиковать такое не пробовали, но обсуждали бурно.

Нынешняя сцена студентов режиссуры — на пятом этаже драматического театра. Кафедра нехотя переехала туда в 2017 году. Понять это нежелание можно. На пятом этаже драматического театра нет даже окон, а половина помещений заметно тесновата из-за ската крыши. Этаж напоминает мрачные лабиринты, в которых без карты трудно разобраться, а без света — решительно невозможно. Но даже такую неидеальную сцену никто не обижает. Студенты сами ее починили, обновили, добавили, что смогли. И все с любовью и благодарностью. Суеверные. А как тут не поверить?

Однажды, в отчаянии от того, что в голову никак не шла хорошая идея, я тоже решила сфотографироваться у Станиславского в четыре часа утра. Для этого присела на кучу досок, сваленных перед портретом, — очевидно, элементы будущей декорации. И только сделала кадр, как, к моему ужасу, доски заговорили:

— Не могла бы ты встать?

Кудрявая голова Ярика Жевнерова, студента выпускного курса Сергея Линдера, высунулась из- под деревяшек.

— Господи, прости, что ты там делаешь? — просипела я.

— Ищу вдохновение, — как само собой разумеющееся объяснил Ярик. — Делаю пробу спектакля о грузинском художнике. Он, понимаешь, такой особенный человек…

В ходе беседы я тоже нашла вдохновение для своей работы. За такими полуночными разговорами, мучительными поисками и обсуждениями часто появляются лучшие идеи. Ну и фото со Станиславским, конечно, помогло.

Грейджои, вперед!

Учиться у Марины Жабровец — это большая удача. Так говорили мне до того, как я поступила. А теперь я говорю так каждому, желающему слушать. Марина Владимировна заряжает любовью к театру и к каждому новому курсу находит свой подход. Рядом с ней понимаешь, что нет ничего невозможного и за месяц можно создать несколько хороших эскизов спектаклей… Сделав до этого пару десятков плохих.

Обучение режиссуре проходит поэтапно. Все начинается с этюдов даже без присутствия людей. Например, на сцене стоит туфелька, каблук на которой починен с помощью детского конструктора. Так выглядит история матери-одиночки, которой очень хочет хоть как- то помочь маленький сынок. Следующим этапом идет инсценировка картин, на этот раз с актерами, но без слов. Потом инсценировки песен… Один из этапов обучения — это пародии. На них-то мы и прокололись.

Очередная наша идея была проста. Мы решили сделать пародию на сериал «Игра престолов», только борьба шла не за трон, а за товар в супермаркете в «черную пятницу». Eе сопровождали жестокость, убийство зонтиками, оторванные головы манекенов. Участвовал весь курс, который закончил этюд, тяжело дыша и лежа на полу.

Марина Владимировна к нашему облегчению рассмеялась. А потом разочарованно сказала:

— Какой кошмар, ребята. Это было ужасно.

«Это ужасно» получилось у нас не первый раз. Возможно, потому что курс не работал слаженно, и это отмечали мастера. А показ перед зрителями, тем временем, неумолимо приближался. Но вот что удивительно, чем больше неудач на нас сваливалось, тем крепче мы, студенты, привязывались друг к другу и чаще вызывались помочь.

Перед показом на зрителя меня охватил мандраж. Череда наших творческих неудач удручала, трудно было поверить, что на этот раз все получится. Зато меня поддержали, обняли, успокоили, кажется, все ребята курса. Особенно запоминающейся была поддержка Eвгения Копейкина:

— Не волнуйся, Иринка, — сказал он, положив руку мне на плечо, и процитировал девиз семьи Грейджоев из «Игры престолов». — То, что мертво, умереть не может.

Показ прошел успешно, нас поздравляли и отмечали, что мы удивительно дружный и слаженный коллектив. Я до сих пор не могу с уверенностью сказать, был ли это педагогический прием Марины Жабровец или так сложились звезды… Но звезды на кафедре режиссуры удивительным образом всегда складываются так, как задумала Марина Жабровец.

…О студенческом театре можно говорить много. О ночах, проведенных за репетициями, об удивительных педагогах, о первых творческих успехах и неудачах. Но лучше всего смотреть его постановки, потому что это нелепый, искренний, иногда талантливый театр, созданный самыми счастливыми людьми на свете.

ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА

***
фото: За кулисами студенческого театра.;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта