X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

«С чего вы взяли, что попали в рай?»

Молодой предприниматель Артем Рахмеев вынужденно закрыл свой первый бизнес (магазин сноубордов и оборудования) в кризис 2014 года.

Из-за обвала рубля за день магазин потерял огромную для него сумму — 4,5 миллиона рублей. Но предприниматель поднялся на ноги и через несколько лет открыл еще один бизнес.

Это боулинг-ресторан «Brooklyn Bowl». Помимо любительской игры в кегли, в нем проходят профессиональные соревнования, а также мероприятия, с катанием шаров не связанные. Выступления знаменитых комиков, стендапы тюменских ученых и другое. В 2019 году «Brooklyn Bowl» расправляет плечи, расширяется и открывает второй большой ресторан. А в 2020 случается коронакризис.

Мы говорим с Артемом о том, как выживают предприниматели, какую получают поддержку от государства и общества. И почему закрытие ресторана — это для экономики не мелочь.

— Расскажите про те интересные проекты, которые вы открыли в период карантина, например, про краудфандинг?

— Любые идеи, которые мы сейчас придумываем, не имеют ничего общего с реальным заработком. Точка безубыточности нашего бизнеса около четырех с половиной миллионов рублей в месяц. Так что тот же краудфандинг — это просто возможность для наших посетителей, которые хотят как-то помочь, внести свой вклад (на платформе можно купить сувениры или, например, свое блюдо и фотографию в меню заведения — И.И.). Раз уж у нас нет доставки. Все деньги с этой платформы мы потратим на зарплату сотрудникам — это главная наша статья расходов.

— А почему у вас нет доставки?

— Ресторан доставки от обычного отличается практически всем. Там другая кухня, иначе выстроены все процессы. Нужно вкладывать большие деньги, чтобы все перестроить. Но даже если это сделать — «Яндекс-еда» и «Delivery club» нам предлагают 35 процентов от заказа. Мы понимаем, что никакой выгоды нет. Но совсем недавно мы запустили тему с приготовлением сетов на дому. Мы продаем сет (продукты) для приготовления ужина на двух человек. Наш шеф- повар онлайн помогает готовить. Делаем это в понедельник, среду, пятницу в прямом эфире. Пока неплохой отклик, продали сетов двадцать. Все деньги также будут потрачены на зарплаты. Мы с женой уже попробовали это развлечение, здорово получилось.

— Eсли карантин затянется, сможет ли выдержать «Brooklyn Bowl»?

— Уже сейчас нужно понимать, что очень многие заведения просто не откроются. Многие работают так, что рассчитываются с прибыли. У них задолженности по оплате поставщикам, аренде, за коммунальные расходы, и эта долговая нагрузка растет каждый день. Мы оказались в чуть лучшем положении. Долгов у нас нет. Но и мы больше полумиллиона рублей накапливаем только за коммунальные. И платим торговым центрам эксплуатационные расходы. Мы понимаем, что и торговые центры сегодня в очень тяжелом положении. Но главное здесь другое: а что будет после того, как мы откроем двери? Нужно понимать, что к нам не пойдет сразу привычный поток. Во-первых, нас, скорее всего, будут открывать в последнюю очередь. Во-вторых, у людей объективно меньше денег, объективно присутствует страх заразиться. И такие большие заведения, как наши, усиливают этот страх. Хотя на самом деле я общался со многими рестораторами, и они считают, что как раз большие заведения могут обеспечить нормальный уровень дезинфекции, нормальное расстояние между столиками по сравнению с заведениями маленькими.

— Eсть мнение в духе «ну закроются рестораны, и что?»

— Важно понимать, что тот же ресторан или магазин — конечная точка цепочки. А цепочка очень большая. Поговорим о ресторанах. Eсть поставщики продуктов. Они тоже сейчас в очень сложном положении. Поставщики алкоголя, кухонной техники, мебельные фабрики, полиграфии — это все рабочие места. Eсли, например, рестораны закрываются массово — это серьезнейшим образом ударяет по всей цепочке. Таким образом, сегодня почти все отрасли можно признавать пострадавшими от коронавируса.

— Оцениваете мировой опыт в поддержке предпринимателей, насколько он отличается от нашего?

— Конечно, мы с завистью смотрим на то, как это происходит в США и Eвропе. В России… Обидно, что иногда кажется, будто некоторые меры помощи озвучены просто так. Недавно президент списал налоги за квартал. С прибыли, которой нет. Таким образом, нам простили ноль рублей налогов. А вот НДС не отменили. А этот налог начисляется не по факту прибыли, а по факту акта выполненных работ. То есть денег нет, но вы уже должны заплатить налог. Кредиты — тоже сомнительная мера. Трезво оценивая ситуацию, я понимаю, что мы не готовы брать кредиты. У нас настоящего нет, а нам предлагают еще и будущее накрыть.

— Получается, быть в России предпринимателем невыгодно?

— Это не совсем так. С одной стороны, у нас по сравнению с США или Eвропой очень низкий уровень конкуренции. В России достаточно работать нормально, чтобы иметь какой-то успех. С другой стороны, нужно быть готовым каждые три года переживать большие потрясения. Теперь я хорошо понимаю, что нужно создавать резервный фонд.

— Вы уже переживаете не первый кризис, не пропало еще желание быть предпринимателем?

— Eсть старый фильм, пятидесятых годов, в нем мужчина попадает в рай после смерти. В раю есть все, все получается, все мило улыбаются. Он играет в казино и всегда выигрывает. Через месяц мужчина не выдерживает и просит у крупье, чтобы тот выиграл у него хотя бы несколько раз. «Иначе это не рай!» — говорит мужчина. А ему отвечают: «А с чего вы взяли, что попали в рай?» Для счастья нам нужен драйвер происходящего. Меня лично мотивируют трудности. После того, как этот железный занавес падет, нам нужно будет бежать в два раза быстрее. Нам нужно будет пересмотреть, переработать все. Совершить марш- бросок. И мы к этому готовимся.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта