X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Неизбирательная память

К мемориалу на площади Памяти каждый год в День Победы несут цветы.

А за забором находится Текутьевское кладбище и могилы участников Великой Отечественной войны. Но туда заходят реже. Обойти их все, должно быть, непросто. Принести цветы к каждой — тоже. Да и обстановка не очень торжественная.

Тем не менее волонтеры, мечтающие сделать из некрополя музей под открытым небом, надеются, что когда-нибудь люди будут приходить и сюда. И, может быть, не только по праздникам. Музей задуман для того, чтобы горожане могли познакомиться с историей жизни каждого похороненного здесь человека, для этого волонтеры готовят аудио- гид по некрополю. Я поговорила с Владой Нерадовской о том, как идет работа и почему День Победы не политический праздник.

— В каком состоянии вы нашли могилы участников Великой Отечественной войны, есть ли за ними присмотр, уход?

— У кого-то могилы ухоженные, на них свежие венки — видно, что родные присматривают, где-то старые надгробия заменены новыми. На каких-то могилах полное запустение — понятно, что там давно никто не бывал, уже почти исчезли и имена, и даты, и портреты, но по звезде на памятнике или привязанной к нему георгиевской ленточке можно предположить, что похоронен там участник войны. Встречаются памятники, испорченные вандалами, но что-то предпринять уже, вероятно, некому. Также к нам обращались родственники фронтовиков, чьи могилы сровняли с землей при благоустройстве Текутьевского бульвара. Родственники фронтовиков поделились с нами и историями. Кого-то мы встретили на кладбище во время описи и взяли их контакты, кто-то сам вышел на нас в соцсетях — у нас есть группа во «ВКонтакте»: «Музей воспоминаний «Мы жили». Эти истории нередко оказываются более полными, живыми, отличными от устоявшегося нарратива, когда речь идет только о наградах человека, его заслугах в боевых действиях. Безусловно, сведения об участии в боевых действиях также очень ценны, иногда по архивам, кроме этого, и не удается ничего установить. Однако истории, рассказанные ближайшими родственниками, скажем, детьми, это всегда повод осмыслить события тех лет не только в распространенном контексте общей победы, подвига, героизма. Эти истории — напоминание, что война — это то, чего не должно случиться ни с кем. Но она врывается в твой дом. Она за считанные секунды способно разрушить все, что было соткано из любви и создано тяжелым трудом.

— Можете поделиться какой-нибудь из историй?

— Вот как рассказывает об участнике Великой Отечественной войны Геннадии Ивановиче Баранове его дочь Светлана: «Мой папа 1923 года рождения ушел добровольцем, его призвали в Иркутское летное училище, там он служил. Однажды во время тренировочных полетов парашют не раскрылся, и у него были травмы ног, даже хотели их ампутировать, но сохранили. Он лечился, потом был призван снова. Eго отправили на фронт, был он под Сталинградом, во всей мясорубке этой. Потом освобождал Белоруссию. У нас сохранилось письмо от него, такое патриотичное. Он пишет, что все разрушено, все сожжено, но, несмотря на это, люди добрые их встречают, так радушно все. Он служил до 46-го года. Eго отправили в Японию, там он повоевал, находился в железнодорожных войсках. Несмотря на то, что он прошел такую мясорубку, можно сказать, ребенком, ему было 17 лет, когда его призвали, он вернулся добрым, светлым человеком. Очень любил танцевать, причем в компании всегда говорили: «Геннадий, открывай бал!» Хотя это, конечно, смешно звучит, но раньше же люди совершенно не так собирались. Так вот, он хорошо танцевал, пел. Кстати, был очень красивым! Такой высокий! Прожил он после войны мало совсем, потому что у него была еще и контузия, и легкие ранения, при которых в госпитале не лежали, а потом это все дало на здоровье. И вот он умер у нас 1 января 1960 года. Все воспитание детей легло на мамины плечи. Маме был 31 год, когда она стала вдовой».

— Эмоционально тяжело заниматься этой работой?

— Нелегко. Особенно когда имеешь дело с хрупкостью человеческой жизни перед историческими событиями. Это все страшные, непоправимые вещи, которые едва укладываются в голове. И я убеждаюсь, что наш проект — это не только краеведение и история, но и призыв к чему-то общечеловеческому и вневременному: любви, сочувствию, осознанию личной ответственности.

— Часто можно услышать мнение, что 9 Мая пытаются сделать праздником политическим. А какой это праздник для вас?

— Думаю, что апелляция нынешних политиков к тем историческим событиям, их использование в попытке сформировать у граждан определенную идентичность или в каких-то иных целях — это вещь для многих очевидная. Тем временем никуда не исчезла индивидуальная, семейная память, которая готова повествовать о том времени без избирательности, присущей памяти политической. Собирая истории, я вижу, как важно для людей делиться этой информацией, которая для них может быть связана не только с гордостью за родного человека, но и с неиссякаемой болью от того, какая страшная участь выпала на его долю. Полагаю, это важно для них ровно в той же степени, как и иметь определенную дату для того, чтобы все мы к этому трагическому опыту могли коллективно обратиться.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта