X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Шутить про кабачки разрешается

Шесть соток

Работать или отдыхать? Сажать кабачки или не сажать? Eхать на дачу или нет? Много вопросов ставит перед нами дачное дело, постараемся разобраться в них с кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии ТюмГУ Ириной Пупышевой.

— Расскажите для начала о своей даче…

— Тут понимаете, такая сложная противоречивая задача, с одной стороны, нужна философская рефлексия, а с другой стороны — про дачу. Философская рефлексия — это невовлеченность, а сейчас, когда каждая шутка про кабачки болью отдается, будет непросто, но мы с вами похулиганим. Вообще я абсолютно безответственный дачник, я там люблю находиться, но я очень редко это делаю, потому что, когда мы туда приезжаем, мне хочется действовать вопреки всем установившимся шаблонам. Надо работать, а мне там работать не хочется, ибо все детство мне работать там приходилось, я в деревне выросла, тоже такой невольник.

— Был ли у вас период жизни без дачи?

— Да, когда я была студенткой, мне посчастливилось отдалиться от этого…

— А почему вы вернулись в этот огородно-шашлычный мир?

— Ну, раньше я не была хозяйкой, а теперь вот ею являюсь, сейчас уже я решаю, припрягать ли дочь к работе на даче или оставить ее в покое. Хотя там работать особо не надо, так что дочь сама выбирает.

— То есть для вас это место отдыха?

— Вот не совсем, в этом плане дача — клубок противоречий: отдых или работа, город или деревня, свобода или невольничество, здесь постоянно приходится решать. Тут легко сказать, что это выбор каждого, но на деле, например, когда жара и никто ничего не поливает, тогда это противоречие прямо по лбу бьет. Или как сейчас, утром минус три, яблоки никто не собирал, тут начинаешь думать: на работу поехать либо сначала на дачу, здесь, безусловно, прослеживается зависимость. Могу ли я сказать, что туда отдыхать езжу? Да, но это будет не совсем правда.

— Недавно гостем нашей «Беседки.» была Наталья Александровна Рогачева, и мы рассуждали о том, что дача позволяет человеку почувствовать себя героем, так ли это?

— Я на самом деле к геройству отношусь здесь скептически, то есть это геройство или все же жертва? Достаточно сложный вопрос. Да, ты все сам сделал, да, это созидательный труд, благодаря чему действует некая терапевтическая сила. Потому что человек же хочет всегда быстрых результатов, а в нашей работе быстрый результат — редкая история. А тут вскопал, посадил и за сезон уже получил. То есть это созидательность, конструктивность, причем зачастую люди не понимают, зачем они выращивают то или иное растение, но это уже, скорее, психология дачи.

— Вы пробовали разбирать дачную деятельность с точки зрения философии?

— Ну, был момент, который заставил меня рефлексировать. Года три назад я ехала в дачном автобусе и услышала разговор двух дам, им было около пятидесяти, одна другой советовала, как правильно выбрать мужа для дачи. Серьезно. Другая спрашивает, мол, почему именно мужа, а та — надо, чтоб мужик душой болел за огород. Поэтому нужен муж для дачи. И вот тогда я впервые подумала о том, что это, наверное, определенный шаблон жизненный, порадовалась, что я в него пока не укладываюсь, это прекрасно. Знаю, что люди покупают машину для дачи.

— Получается, дача может действительно менять жизнь?

— Разумеется, она хронологию задает, дачник живет от сезона к сезону, причем сезон — вот это активное время — начинается у многих по-разному, все зависит от того, что у человека на даче растет. Eсли яблони, то в марте, для некоторых в феврале, потому что снегом закидывают теплицы. В какой-то момент у дачника начинает иначе складываться быт. Eсли летом он активен и постоянно ездит на дачу, то зимой он погружается в спячку и понимает, что есть и другие увлечения…

— Летом дача становится центром жизнедеятельности?

— Да, то есть выходные не могут пройти в каком-то ином месте. Я ловлю себя на мысли, что иногда планирую отпуск с расчетом на дачу. Я понимаю, что вот в июне можно съездить, попросить кого-нибудь полить, в июле уже вряд ли, в августе — если только в начале. Это целая жизнь, которая завязана на даче, на том, чего она требует. Она также отчасти формирует вкусовые пристрастия, такое в основном осенью проявляется, когда люди начинают шутить про кабачки, печь из кабачков, жарить их, яблоки тоже. Готовят и убеждают себя в том, что это вкусно. Да и в целом дача сама постепенно начинает нравиться, она затягивает. Для людей занимающихся интеллектуальным трудом активный отдых — лучший отдых, это как медитация, только эффект не такой продолжительный, как хотелось бы.

— В книге «Опыты нечеловеческого гостеприимства» была часть, посвященная любви зерновой культуры и человека. Там говорится о том, что люди перенесли свою любовь с многовидовых ландшафтов на одну или две специфические сельскохозяйственные культуры. Суть в том, что выращивание урожая практически повсеместно требует куда больших усилий, чем собирательство, а человеческий организм попросту не предназначен для того, чтобы таскать огромные камни, чтобы возделывать плантации и пропалывать их. То есть действующим субъектом становится злак и уже он воздействует на человека. Работает ли такая же схема с дачей?

— И да и нет. По аналогии с пшеницей можно говорить о дачных растениях, то есть об огороде. Он заставляет человека делать то, что ему несвойственно, разнообразил его рацион. А вот сама дача — это, скорее всего, механизм. В этом плане Маршалл Маклюэн в своих работах пытается рассмотреть все вокруг как технологии: например, дороги — что они сделали для человека? Ускорили его путь, сохраняя время, ввели контраст: пригород — деревня. В этом отношении дачный участок — это такая недодеревня, но уже и не город. То есть этот механизм, приобщающий горожанина к деревенским практикам, якобы возвращающим его к земле, отчасти. И дача — это же по большей части невыгодно, все, что там растет, дешевле купить, чем организовывать уход, полив, удобрения и прочее. Но так как она задает ритм жизни, то дает быстрый результат, это все заставляет этот механизм работать и притягивать человека. И в целом дача превращается в такой культ страдания — вынужден вырастить. Вынужден съесть. Ну, для русского человека это очень свойственно, если вспомнить фольклор.

— А какую проблему в дачной жизни можно назвать основной?

— Здесь можно ответить, цитируя анекдот. То есть основная проблема в том, что каждому нужна такая Оленька, которая любила бы кабачки, патиссоны, яблоки и тыквы, а пока все это есть, а Оленьки нет.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта