X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Никто тебя за руку не возьмет

В Союзе художников на выставке «Из путешествий с любовью» я стою у картины Eлены Зориной с лаконичным названием «Одна». Вроде бы ничего особенного в картине нет, но оторвать взгляда я не могу.

На черном листе светлыми красками нанесен простой натюрморт: стол кофейни, на тарелке почти не тронутый кусок торта, чуть отпитый коктейль, смятая салфетка. Дополняет сюжет женская нога в красной туфле под столом. Понятно, что мы смотрим глазами некой женщины, оказавшейся в кофейне в одиночестве…

На выставке Зориной, члена Союза художников России из Ноябрьска, много куда более впечатляющих работ. У нее особенный стиль. Она любит темную бумагу, а яркие, крупные мазки наносит так, что кажется, будто работы сплетены из лоскутков света. Как одеяло. Она нежно вырисовывает уголки Крыма, Тобольска, улицы Грузии, достопримечательности Санкт-Петербурга. Eсть работа, которая буквально светится золотом изнутри. На ней старуха несет в ведре с водой сияющий месяц. Сказочная картина называется «Надо знать рыбные места». И, кажется, если выключить в выставочном зале свет, месяц с картины продолжит сиять.

Но в ярком многообразии мой взгляд приклеился именно к незамысловатой работе «Одна». В ней нет вообще ничего особенного, как нет ничего необычного в том, чтобы сидеть в кофейне в одиночестве. Но, может быть, в этом суть? В том, что художнице удалось подметить, как обыденно выглядит мир, когда ты одинок.

По мнению многих специалистов, мы переживаем «эпидемию одиночества». И болеют ей 30 процентов россиян. Недавно издание «Такие дела» задалось вопросом: зачем нам нужны другие люди? Оказалось, что чем дольше человек одинок, тем сильнее выцветают для него краски. «Я заметил, что перестал ходить в кино, театры. В музеи хожу только в поездках. Мне не с кем обсуждать впечатления, а ходить куда-то ради того, чтобы написать пост в фейсбук, как-то затратно», — рассказывает один из опрошенных. С другой стороны — со временем одиночество входит в привычку и становится удобным образом жизни. В общем, вопрос спорный, попробуем разобраться, нужны ли нам эти зачастую непростые, требующие внимания и сил, «другие люди».

Неслучайные встречи и обещания

Трехдневная музыкальная лаборатория Muzlab завершилась вечером в воскресенье отчетным концертом в конторе пароходства. Это был такой способ повысить свою квалификацию с помощью приглашенных экспертов. Среди них Eгор Сесарев — музыкант, аранжировщик и руководитель собственного продакшена из Москвы, Катерина Павлова — концертный директор группы «АлоэВера», и актер, музыкант Алексей Шестаков. По итогам лаборатории у каждой музыкальной команды, которая собиралась из разных артистов прямо на месте, должен был родиться новый трек. Казалось бы, что может получиться за три дня, даже если в деле профессиональные музыканты? Но именно в таких условиях появилась дивной красоты песня «Я в косы солнце заплету», которую я скачала на телефон и теперь не могу перестать слушать.

Справедливости ради, музыканты сами удивлены, как это у них получилось. Текст песни (очень нежный и лиричный) рождался совместно, авторы так хорошо друг друга понимали, что легко подхватывали идеи другого. Сама песня — смесь фолка и R&B, довольно непривычных для участников группы жанров.

— Наш мощный спонтанный состав, собранный организаторами MuzLab всего за несколько часов, доказал, что все случайные встречи совсем не случайны, — уверена менеджер команды Анастасия Перушкина.

Многие музыканты впервые встретились, но создали неожиданные творческие объединения. Кому- то пришлось по душе перенести свой текст на фортепианную музыку. Кто-то дополнил свой сильный вокал ярким рэп-исполнением. Но закончился концерт самой необычной коллаборацией.

Выйдя на сцену, Eгор Сесарев рассказал историю. В музыкальной лаборатории был вольнослушатель десяти лет — Богдан, сын одной из участниц. Мальчишка с помощью компьютерной программы создает свои музыкальные композиции. И вот Eгор где-то в перерыве еще в первый день лаборатории походя похвалил Богдана и так же походя обещал записать на его музыку что-нибудь. На отчетном концерте Eгор вновь встретил Богдана, тот показался ему каким-то грустным. Мальчишка не признался в чем дело, а вот его мама сказала: «Да просто он все эти три дня ждал, что вы вместе трек запишете, и вот узнал, что вы сегодня уезжаете.» Что делать? Пришлось Сесареву срываться с отчетного концерта, брать Богдана и Алексея Шестакова в охапку и придумывать трек. Получилась рэп-композиция про апельсиновый сок. Слушатели в зале оценили, повскакали со своих мест и давай танцевать. Богдан сиял, переводя восхищенный взгляд с одного музыканта на другого.

Дом, где вам рады

Долгожданная премьера спектакля «Тартюф» по пьесе Мольера о самом известном в драматургии лицемере состоялась в эти выходные. Спектакль получился зрелищным, ярким, не лишенным творческих экспериментов в части формы: в игре с костюмами, выразительными пластическими эпизодами (есть чем восхититься!), декорациями. В то же время режиссер с ювелирной бережностью подошел и к тексту, и к идее самого Мольера. Это определенно именно его комедия и именно Мольер остается здесь главным.

К тому же режиссер Александр Баргман — давний друг нашего театра. Им создано немало репертуарных постановок. В этом спектакле заметна и его любовь к театру и знание сильных сторон. Актеры под его любящим взглядом будто расправили плечи. Многие герои, задействованные даже во второстепенных ролях, безусловно, запомнились зрителю. Да и сам зритель, надо отметить, чрезвычайно рад встрече. Это заметно и по реакции зала, и по теплым отзывам после. Спектакль обязательно стоит смотреть всем, кто соскучился по театру в широком смысле слова. Eго, нашего, вкусного, будет много. Следующий показ состоится 23 октября.

— Давно я не испытывал такого удовольствия от проделанной работы. С одной стороны, это понятно — столько месяцев без сцены, без зрителей, без премьер! С другой, когда совпадает все: актеры, режиссер, художник, пьеса, театр, — именно тогда происходит чудо, — отметит уже после премьеры Сергей Осинцев, директор театра. — Чувство гордости за наш театр, за команду, которая, несмотря ни на что, сделала этот очередной рывок вверх, не отпускает.

Далее Сергей Осинцев поблагодарит всех и каждого, кто имел отношение к постановке, скромно опуская свою роль. А она велика. И в том, что премьера вообще смогла состояться, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, и в том, что наши премьеры становятся смелее, интереснее, разнообразнее. Сергей Осинцев превратил наш театр в гостеприимный дом — для молодых актеров, смелых режиссеров, в свое время для «Мимикрии», для кафедры режиссуры института культуры, для всевозможных фестивалей и гостей. Тот же многократно номинированный на «Золотую маску» спектакль «Молодость» был первой работой, поставленной на тюменской театральной сцене Данилом Чащиным. До этого Чащин пытался попасть на сцену в родном городе, но другие театры не поверили в молодого режиссера и его идеи. Потому первый спектакль теперь востребованного как на родине, так и за границей Чащина в Тюмени был показан под руководством Осинцева. Я думаю, это запомнится.

Алтай не одинок

В «Никто не спит» в субботу смотрели документальный фильм «Хранители Алтая». На фоне экологических катастроф, что сыплются на нас с неприятной частотой, фильм — согревает. Он о людях, что сохраняют для нас поразительный в своей красоте и загадочности Алтай. Здесь и краеведы, и коренное население, и художники, и охотники. Великолепные виды в фильме перемешиваются с личными историями. Как мало мы знаем об этих людях! Коренные жители, что ведут здесь хозяйство в соответствии с древними традициями, смеются: «Многие приезжие даже не знают, что есть такая национальность — алтайцы. Что мы здесь вообще-то испокон веков живем. Думают, мы монголы какие-то».

Фильм рассказывает и о том, как благодаря стараниям нескольких человек удалось сохранить заповедные леса и добиться для них особого статуса. В общем, о большой любви к этому сказочно красивому краю. О том, что даже земле нужны люди, которые полюбили бы ее и о ней позаботились.

.Хотя лучше многих о выборе между надежным одиночеством и непредсказуемым отказом от него давно уже высказался американский поэт Аллен Гинзберг. Помните? «Будь осторожен. Ты не в Стране чудес. Никто тебя за руку не возьмет, им не за что тебя любить. Но ты счастливец. В своем неведении и пустоте найди, где прячется любовь. Возьми ее и поделись и потеряй. Умей сходиться. Чтобы не умирать, не зная цвета».

***
фото: Сцена из спектакля «Тартюф», концерт музыкальной лаборатории. ;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта