X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Пошел в таксисты, чтоб не спиться

Реклама «Яндекс.Gо» считает, что подрабатывать таксистом может каждый. Вот мама завозит ребенка в школу, пока он учится, развозит клиентов такси, а после забирает ребенка.

Конечно, возникает сразу несколько вопросов. Насколько это безопасно для женщины и для клиентов? Одно дело кататься из дома до школы, другое — развозить людей по всему городу, очевидно, нужен иной уровень профессионализма. Платформы типа «Яндекс. Go», «Ситимобил» или «Везет» сразу предупреждают нас, что являются лишь посредниками между водителем и клиентом и не несут почти никакой ответственности ни перед теми, ни перед другими. А я пообщалась с водителями, что пользуются платформой такси «Везет» — одной из самых демократичных по ценовой политике. Хочу понять, кто и почему выбирает работу таксиста.

Днем люблю поспать

— Тут что главное, как думаешь? — говорит мне Вадим Семенович, резко выворачивая на кольцо. — Главное, если видишь, что у человека глазки как-то бегают, нервный какой-то, тем более пьяный, сразу говори: мужик, я тебя никуда не повезу!

Грузный Вадим Семенович то и дело громко смеется над собственными шутками и щедро осыпает меня житейской мудростью. Он рано ушел на пенсию — работал кем-то в каких-то структурах. А после сразу в такси. Первое время не было электронных платформ, только реальные таксопарки. Eму доводилось работать в такси «Нон-стоп», там предъявляли определенные требования к машинам и самим водителям. Нельзя было отказаться от заказа без уважительной причины, был график. Так что появление электронных платформ Вадим Семенович считает благом.

— Я работаю по такой схеме: живу на Обороне, там рядом Рощино. Рано утром, начиная с четырех, развожу прилетающих из аэропорта. Дорога хорошая, чистая, все дураки еще спят, — говорит мужчина и сигналит очередному дураку. — Днем люблю поспать до вечера. Потом по делам. А на обратном пути подвожу кого-нибудь на Оборону. Деньги невеликие, но все же прибавка к пенсии.

Хорошую машину, на которой работал в такси «Нон-стоп», Вадим Семенович подарил дочери. А это корыто (так он называет свою потрепанную десятку) не жалко. Резко мужчина отзывается о молодых таксистах.

— Эти умудряются найти друг друга на пустой дороге. Водить не умеют, а лезут! — говорит он. — Eсли родился баобабом, то будешь баобабом, пока не помрешь!

Он снова громко смеется. А потом, видя, что еду я в маске, пытается убедить меня, что корона- вируса не существует, так говорят врачи — он прочитал об этом в интернете. Я советую ему беречь здоровье.

Дочке на колготки

К подъезду подъезжает довольно дорогая и ухоженная машина. Я не первый раз заказываю такси в «Везет» и удивляюсь. Обычно заказы с этой платформы принимают водители машин глубокого эконом-класса — это действительно дешевое такси. К тому же еду я в гости в частный сектор в районе ММС — туда приличного водителя не заманишь, поскольку с дорогами там проблемы.

Думаю, Олег (так зовут нынешнего водителя) скоро в этом разберется. Он работает таксистом недавно, закачал сразу несколько приложений на телефон и берет любые заказы поблизости. На мои вопросы о жизни отвечает охотно. Создается впечатление, что сам не прочь выговориться.

— У нас в компании сократили некоторых сотрудников. Как полагается сократили, то есть все выплаты мы получили, — говорит Олег. — Только вот у меня ипотека и маленькая дочка. Жена зарабатывает свои 30 тысяч рублей, но это очень мало. Я получал около 80 тысяч в месяц.

Олег, по его словам, работал в дорожной компании. Я удивляюсь, ведь у дорожников работы не уменьшилось. Он грустно усмехается.

— Работы не уменьшилось, а вот людей работать стало меньше, мужики там зашиваются, — говорит он. — Конечно, таксовать для меня было решением непростым, хочется нормальную работу, у меня опыт, образование. Просто я понял, что выходить надо прямо сейчас. Понял, когда чуть не заругался на дочку за то, что она колготки порвала. Колготки эти четыреста рублей стоят, а она надела и в первый день дырку сделала. Eрунда, ребенок ведь. А у меня в голове: четыреста рублей на ветер! Eсли я ребенка за колготки ругать готов, то явно что-то делать нужно.

Олег рассказывает, как его бывший коллега после сокращения на новую работу не пошел. Сказал: «Не буду за 40 тысяч никуда выходить — это себя не уважать». Начал пить. Олег пытается его вразумить, но в целом понимает.

— Мне тоже ничего не хотелось, — признается Олег. — Впал в депрессию. Может, пошел в таксисты, чтобы самому не спиться. Каждый день выезжаю — работаю с утра до вечера. Тут некогда особенно себя жалеть и пить тоже нельзя.

В частном секторе дорога грязная и ухабистая, можно сказать, ее нет. За те несколько метров, что надо проехать до нужного мне дома, я понимаю, Олег свою ухоженную машину запачкает страшно. Поэтому предлагаю ему высадить меня здесь и не ехать по грязи, ведь я смогу добраться до места по сухой пешеходной дорожке у домов. Говорю: мне машину вашу жалко.

— А вас не жалко? — улыбается Олег. — А машину помыть можно.

…За время моих поездок мне довелось пообщаться с бывшим бизнесменом, недавним студентом, для которого это первая работа, и другими. Стало понятно, что многие из нынешних водителей такси не пошли бы работать в эту сферу, если бы она не стала такой доступной для трудоустройства. «От заявки до первого клиента — несколько часов», — обещает «Яндекс». Безопасность таких перевозок остается вопросом. Как сами таксисты советуют отказываться от подозрительных клиентов или странных заказов (например, если просят заехать сразу в несколько мест, вполне может оказаться, что вы подвозите наркокурьера). Так и клиентам стоит присмотреться и не стесняться отказаться от подозрительного водителя. Электронные платформы сняли с себя всякую ответственность. Она ложится на наши плечи.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта