X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Если у вас нету тети

Иногда кажется, что заниматься в России бизнесом — предприятие рискованное само по себе. А уж в период мирового кризиса… Тем не менее безумство храбрых не знает границ. И некоторые предприниматели умудрись не просто выжить в пандемию, но и заработать.

Анастасия Шарнина руководит группой во «ВКонтакте», в которой можно заказать защитную маску на любой вкус. Хотя вообще- то Настя маркетолог, а не швея.

— Будучи интернет-маркетологом, я оценивала рынок и предсказывала поведение предпринимателей, — говорит Анастасия. — Когда малый бизнес в стрессе, он в последнюю очередь выделяет средства на рекламу, особенно учитывая ограничения. Я оказалась с нулем дохода на предстоящий месяц, и у меня родилась идея шить маски. Шить я умела, машинка моя стояла, ткань смогла купить. Пошили первые маски, создали социальные сети, так как это моя сфера — это было легче всего. А там понеслась! Да, нам, безусловно, повезло быть в нужное время в нужном месте, но и вложения были немаленькие.

Анастасия вспоминает, как в локдаун было тяжело уговорить магазины продать ткани, которые у них самих кончались, а все поставки встали. Вторая сложность — резинки. Из фурнитуры именно этот товар стал самым дефицитным.

— Затраты окупились, но такой бизнес хорошо работает в условиях, когда спрос превышает предложения в разы, позже клиентов стало меньше, а материал лежит до сих пор, — говорит Шарнина. — Из важных уроков: мы не жалели денег на интернет-рекламу, и в период самоизоляции это оказалось лучшим решением — все искали товары именно в интернете.

Марсель Габдульманов в середине 2019 года организовывает свое диджитал-агентство «The Architect». Первый день рождения они отметили уже в самоизоляции и с помощью Zoom. Но именно 2020-й год стал для агентства периодом расцвета.

— Мы сумели не просто пережить этот год, а нарастить объемы производства и стать заметным игроком на диджитал-рынке девелопмента. Сопровождаем больше тридцати трех жилых комплексов в пятнадцати регионах страны, — хвастается Марсель.

Он сделал удачную ставку на строительные компании. Рынок первичного жилья благодаря снижению ставок по ипотеке стал еще более востребованным в период кризиса. По словам Габдульманова, бюджет контрактов «The Architect» в этом году превышает весь бюджет маркетинга, которым Марсель управлял ранее в компании «Этажи». У агентства оказалось достаточно денег, чтобы в 2020-м открыть еще и собственную кофейню.

Помните знаменитую фразу «Это были 90-е, мы выживали как могли»? Кое-кто выживал как мог и в этот кризис. Например, те, кто стал продавать неизвестные антивирусные средства (и продает их до сих пор с помощью социальных сетей — NB! покупайте только то, что выписывает ваш лечащий врач). Eсть и те, кто занимается ситуативными перекупками. То есть предприниматель покупает товар, который, по его мнению, будет пользоваться популярностью, а затем продает его по завышенной цене. Например, обеззараживающие лампы удавалось продать по двойной цене через «Авито». Но такой способ заработка очень краткосрочный и достаточно рискованный, оттого не слишком популярный.

Некоторые предприниматели попытались создать новые направления своей деятельности. Александр Андросов, который известен несколькими крупными проектами, придумал «Стерильный квадрат» — компанию, что должна была очищать помещения с помощью озона. Предполагалось, что услуги будут оказываться большим предприятиям, но Александр заявил о готовности за себестоимость или вовсе бесплатно обрабатывать территории детских садов, творческих студий, общественных организаций, хостелов. Бесплатно помогал Андросов и своим друзьям, партнерам по другим бизнес-проектам. Увы, судя по социальным сетям, дело не пошло. В списке клиентов на сайте только двое — Андрей Зубов, руководитель «Медиаполиса», и Ольга Швецова, руководитель регионального исполнительного комитета «Eдиной России». Впрочем, Андросов сам говорил, что понимает: бизнес сезонный. Но сегодня разговаривать о «Стерильном квадрате» Александр почему-то не захотел.

…В интервью «Тюменскому курьеру» Артем Рахмеев, руководитель сети боулинг-ресторанов, сказал, что предприниматель в России должен быть готов каждые три года терять все — в связи с очередным кризисом. Он и сам неоднократно переживал подобную ситуацию. Тем не менее бизнес он предпочитает вести именно в России — потому что нестабильность компенсируется возможностями пробовать новое, еще не появившееся на неизбалованном изобилием российском рынке. «Каждому свое», — просто объясняет Артем свой выбор рисковать снова и снова.

ФОТО VK.COM

***
фото: Анастасия Шарнина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта