X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не бывает напрасным прекрасное, или Вечер в обществе Марка Розовского

Марк Розовский — это человек-театр. Многосторонние дарования породил Ренессанс. Марка Розовского породили шестидесятые годы — легендарное время российского Ренессанса.

Тепло вспоминает он об этом времени. Москва… МГУ… Журфак… Здесь, в студенческом театре «Наш дом», начинались дороги его друзей. Людмила Петрушевская! Максим Дунаевский! Юрий Ряшенцев! Александр Филиппенко! Геннадий Хазанов! Так вот, оказывается, где «пеклись» знаменитые «калинарные» монологи!

Марка Розовского породили шестидесятые. Без шестидесятых не понять его отчаянного мальчишеского фрондерства на сцене — целый вечер солидный дяденька в летах, руководитель столичного театра, драматург, режиссер, пел, танцевал, острил прохаживаясь по авторитетам имитировал животных и пароходные гудки — и все это с величайшим артистизмом, с бесшабашным весельем, сквозь которое нет-нет да и проглянет древняя иудейская печаль о чем-то невозвратном… Вообще, в еврейском юморе всегда присутствует легкий налет грусти, словно патина на старинной бронзе. И не случайно среди самого неистового веселья плачет скрипка из «Гамбринуса» в руках бесподобной Валентины Ломаченковой…

…Отгремели овации, словно веники в жаркой парилке. За кулисами «Геолога» актеров, распаренных и измученных, «добивают» журналисты. Кроткие, взмыленные жертвы безропотно «выдают» все имена и явки, умудряясь при этом еще и переодеваться. Все равно не оставят е покое восторженные обожатели » не отстанут репортеры. Надо понять и нашего брата- газетчика < неуклюжими попытками осмыслить сущность каждого явления А Марк Розовский — явление, к против этого ничего не возразишь. Eго имени нет в энциклопедическом словаре. Ну и что? — скажет любой театрал. — Нет — так назовут еще в энциклопедиях имя руководителя Московского театра у Ниттских ворот, драматурга, режиссера, создателя знаменитых «Истории лошади», «Гамбринуса», в том числе и автора песен к этим спектаклям, сценариста фильма «Три мушкетера». Конечно, появится где-нибудь рядышком с Розовым. Согласен. Однако спектакль БДТ не сходит со сцены с 1975 года, имена Товстоногова и Лебедева увенчаны лаврами, в том числе и за эту постановку, и, конечно же, присутствуют в энциклопедии. Нет, здесь что-то определенно не так. Неужели мастер заслуживает лишь слов: » самый бойкий из нынешних ревизоров русской классики»? И все, что сделал он для российской сцены, это «успел поковыряться в «Бедной Лизе» Карамзина и в «Холстоме ре» Толстого, каждый раз потроша духовное содержание первоисточника»? (из книги М . Любомудрова «Противостояние. Театр век XX: традиции — авангард», М 1991г.)

Славно попотрошил! На Ленинскую премию. Ответить можно только приведенными в вышеупомянутой книге словами Пушкина: «Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви».

Сумбур закулисных разговоров после спектакля сохранил в памяти отрывки разговора с Мастером:

— Сегодня зрителей покорил актер и певец Марк Розовский. Когда покорит Марк Розовский — драматург, режиссер, руководитель театра у Никитских ворот?

— Хочу, чтобы Тюмень посмотрела мой театр. Но пока это не представляется возможным из-за катастрофического положения, в котором очутились сегодня театры. Нарушена российская традиция, когда Счастливцевы и Несчастливцевы могли пересекать страну во всех направлениях. Пешком сейчас не ходят, а на переезд денег нет. Да и антрепренеров нет. Знаете, каких нынче звезд приглашают на потребу широких масс.

— Был ли театр на гастролях в Сибири?

— Раньше мы побывали в Новосибирске, Челябинске, Кемерове. Могли бы и сейчас. Недавно

президент подписал указ, согласно которому актеры получили возможность ездить на гастроли за полцены. Это уже знак внимания, и о нем нужно говорить. (Вообще, демократы не умеют показать свои хорошие стороны). После этого, думаю, произойдет оживление гастрольного движения в стране. Все равно нам понадобятся спонсоры, которые смогли бы предоставить трал для декораций и отправить его по маршруту Москва — Тюмень и обратно.

— Какие спектакли хотели бы вы показать тюменцам?

— Их 42. Но показать хотелось бы «Убивца» по Достоевскому, «Гамбринус» со множеством песен и танцев, «Дядю Ваню», который понравился Лакшину и получил «Хрустальную Турандот» по итогам последнего театрального сезона. (Читателям интересно будет узнать, что спектакль выдвинут Чеховской комиссией на соискание Госпремии). Должны вызвать интерес «Триумфальная площадь» и антифашистский спектакль «Майн кампф. Фарс».

— А вы участвуете в своих спектаклях?

— Нет. В Москве я не выступаю на сцене. Только участники юбилея студенческого театра «Наш дом» увидят эту программу, но ото будет достаточно узкий круг

людей. А на сцену я вышел только в рамках фестиваля «Ханука в Сибири».

— Значит, тюменцы не обделены судьбой и, в отличие от москвичей, благодаря «Хануке» могут видеть разные грани вашего таланта.

…Гостю нужно было срочно уезжать, и поэтому, как всегда, слова признательности Мастеру так и не были произнесены .Пожелаем же Марку Розовскому, человеку — театру, новых преодолений, а тюменцам — увидеть когда-нибудь театр у Никитских ворот у себя в гостях.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта