Позвольте кое с чем не согласиться
В «Тюменском курьере» за 18 декабря т. г. ознакомился с проектом Временного положения об органах самоуправления г. Тюмени. Публикацию его предваряет обращение рабочей группы городской администрации, которое я счел приглашением высказать и свое мнение относительно предполагаемой системы самоуправления в городе.
Наверное, данная публикация полезна уже тем, что позволяет горожанам ознакомиться с тем, что пока именуется проектом о городских властях, и определить свое отношение к его основным положениям.
Спасибо и на том, как говорится, так как немало случаев, когда граждан призывают поддержать то, чего они и в глаза не видели. Да и в самом проекте содержатся пункты, не только отвечающие сегодняшним реалиям, но действительно имеющие право быть при утверждении схемы нового самоуправления.
Но я попросил слова, чтобы сказать о том, что вызывает у меня вопросы, с чем не мОгу согласиться. Начальный повод к тому дает обращение рабочей группы. В нем, на мой взгляд, явно необъективно и малоубедительно оценивается роль и деятельность местных Советов, а во всех нынешних городских бедах обвиняются вчерашние ведомства и партийные структуры.
Согласен, к ним есть за что предъявлять претензии. Но, во-первых, позиция не считается конструктивной, когда в сегодняшних проблемах виноватят лишь предшественников. А во-вторых, если уж делаешь это, то говори всю правду, а не малую ее толику. Разве справедливо в том, что сегодня «очереди на жилье не уменьшаются», винить структуры КПСС и главки и «забывать» при этом, что Как раз в их бытность в середине 80-х годов в Тюмени сдавалось жилья по 400-450 тыс. квадратных метров? А в текущем году четверть от этого едва ли наберется. Или по тому же адресу указываются виновные в переполненности школьных классов. А разве может быть ситуация иной, если за последние три года сдано всего лишь 3-4 школы-новостройки, тогда как в былые «застойные» времена возводилось в среднем по столько же, но за один год.
Потому негоже, по-моему, со всех позиций, и деловой, и моральной, первопричину городских проблем связывать единственно с никуда якобы не годной деятельностью работавших ранее.
А теперь по поводу самого проекта положения об органах самоуправления г. Тюмени.
Главное, что вызывает настороженность, — отсутствие в нем и слабого намека на принцип разделения исполнительной и представительной властей, какая-то явная подчиненность последней.
Достаточно прочитать п. 6 раздела II : «Дума созывается на свои заседания главой местного самоуправления, который председательствует на этих заседаниях…» О какой самостоятельности городской представительной власти при всей демократичности С. М. Киричука можно после этого говорить? И как, позвольте спросить у разработчиков проекта, Дума будет осуществлять контроль за деятельностью главы местного самоуправления при своем, по сути дела, подчиненном ему положении?
И еще об одном. Согласно проекту у Городской думы кое-какие права все же будут, хотя «наиболее важные вопросы жизнедеятельности города» будут рассматриваться на коллегии мэрии (п. 6 раздела III). А коли Думе при таком «размывании власти» что-то остается, то насколько серьезно предполагать, что для основательной переработки предложений администрации по бюджету города, по целевым программам, по преобразованию собственности достаточно будет сессионного режима работы 11 депутатов?
Возникают вопросы: или при этом как будто бы экономятся средства, или с депутатами, не имеющими возможности сосредоточиться на думской работе, кому-то легче иметь дело? Может быть, полезнее будет, если положенной Думе обслуги (аппарата) будет поменьше, а хотя бы часть депутатов будет работать на освобожденной основе и лучше будет прорабатывать решения и регулярно контролировать исполнительные структуры?