Нет «нефтяной» проблемы, есть проблема области
До нынешней зимы призрак забастовки обходил тюменские нефтяные промыслы. А теперь призрак стал реальностью. Хотя есть информация о том, что забастовки, как бы это половчее сказать, слегка подталкиваются в спину. Ибо известно: лучший способ заставить власти считаться с отраслями -забастовка. Например, даже в тех объединениях, которые не собираются бастовать, можно остановить скважины, если перекрыть отгрузку: емкости товарных парков ограничены.
Леонид Рокецкий предпочитает говорить о проблемах нефтяников в связке с проблемами всей области. Вот его эксклюзивный комментарий для «Тюменского курьера».
— Нефтяники не получают денег за нефть, и может показаться, что лучший вариант — отдать деньги нефтяникам. Но отдашь — суммы долгов огромны и вызовут инфляционный взрыв, разорение страны. Я думаю, что это понимают и официальные структуры — Минтопэнерго, правительство, Центробанк. Возможно, им нужен повод, чтобы общественное мнение склонилось к признанию необходимости этих выплат и всего, что за ними последует. Иначе подтвердится прогноз господина Федорова, бывшего министра финансов. Словом, «казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую?
Все думают, как удовлетворить государственные потребности в нефти и газе. А как люди живут на местах? У нас, в Тюменской области? Да, они добились высокой зарплаты. Но она условно высокая, они же ее не получают. Можно сделать, как было в Надыме, привезти деньги и раздать на зарплату тем, кто занят в основном производстве. А на другие платежи не тратиться. Но ведь именно от «других платежей» зависит зарплата учителя, врача… Такие меры не стабилизируют положение, а разжигают его.
Надо решать проблему в целом. Для всех нас. По региону. Может быть, не заниматься отдельно нефтегазовой отраслью, а возвратиться к идее комплексного развития территории? Знаете ли вы, что цену на нефть уже больше некуда повышать — она вплотную подошла к мировой. Поэтому нам надо решиться, сделать выбор — или мы строим Россию, великую, могучую, или расширяем конфликты?
Программа, о которой я говорю, есть. Мы требуем от государства не денег, а гарантий, что продукция, которая производится в регионе, получит таможенные, налоговые и другие льготы. Неужели правительство не видит, что в сложных сырьевых территориях люди не могут жить по нормативам средней полосы? Но с этим никто не считается. Что у нас зима восемь месяцев… Что цены на уголь и газ растут… Что цены на билеты невозможные… А нас держат на таком же денежном довольствии, как и тех, у кого зима по два месяца и кому рукой, подать до Москвы и до курорта.
Я бы предложил не давать нам разовые деньги на социальную поддержку, а существенно пересмотреть районные коэффициенты. Я бы настоял на выполнении программы переселения лишнего населения с Севера. Такая программа есть, но не выполняется. Тем временем мы создали города-монстры Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой. Сегодня их опыт негативен — они же не могут себя содержать.
То, что делается сейчас в московских кабинетах, не могу назвать иначе, как развал самодостаточной прежде системы экономики области. Одна-две забастовки приведут к тому, что очередным приезжающим из Москвы никого уговорить не удастся.
Я готов повторять как заклинание — комплекс, комплекс, комплекс. Программный подход.
Структуру развития нефтегазового региона надо решать на месте. И конторы ведомств, и банковские капиталы должны быть там, где сосредоточен труд, где надо за него платить. Может быть, впереди всех в понимании этого нефтяная империя «Лукойл», которая сейчас вкладывает свои деньги в завершение строительства управленческого здания в Тюмени.
А где офисы Газпрома и Роснефти, «СИНКО» и «РИТEКа»? Их нет. Их заботы лежат не здесь. Их жизнь — не здесь.