Из истории Тюменской городской думы
209 лет назад впервые была образована Тюменская городская дума. Этот орган местного самоуправления с небольшим перерывом просуществовал до августа 1919 года. И вновь возобновляется в 1993 году.
Тюменская городская дума была образована в 1785 году в качестве сословного городского самоуправления на основе Грамоты на права и выгоды городам Российской империи (21 апреля 1785 г.). До этого первичным органом сословного самоуправления было городское собрание, состоящее из всех городовых обывателей. Право избирать и быть избранными в него получали те, кто достиг 25 лет и имел годовой доход не менее 50 руб. ассигнациями.
Городская дума 1785 года осуществляла административные и налоговые функции, ведала благоустройством города, делами купеческих гильдий, ремеслами и промышленностью.
Собираясь трижды в год, общая городская дума избирала исполнительный орган — шестигласную думу, в ней каждая группа населения имела по одному гласному. Возглавлял это постоянно действующее учреждение председатель — городской голова.
В ведении сословных городских органов находилось все то, что было связано с городскими «пользами и нуждами», т. е. вопросы благоустройства, продовольственное дело, торговля, промыслы, защита сословных прав, некоторые полицейские функции: надзор за порядком на торгах и базарах. Основная часть городских расходов падала не на нужды города, а на содержание администрации, полицейских учреждений, тюрем, казарм и прочих государственных учреждений.
Бюджеты городов основывались на отчислении процентов от казенной питейной продажи, гильдийских сборов, на штрафах, мелких налогах (например, с печей), на городских оброчных статьях. Дефицит городского бюджета покрывался сборами с населения.
Согласно реформе 1785 года все население делилось на шесть разрядов — сословных групп. «Настоящие городовые обыватели» — владельцы домов и земель в черте города; купцы всех гильдий; цеховые ремесленники; «иногородние и иностранные гости» — русские и иностранные купцы и специалисты, которые были приписаны к городу для торговли и промышленной деятельности, но не проживали в нем; представители интеллигенции, выборные должностные лица, некоторые категории буржуазии; посадское население — самая многолюдная группа городского населения, которая в городе «промыслом, рукоделием или работой кормилась».
Эти группы отличались друг от друга различными обязанностями. Купцы не платили податей, цеховые имели монопольное право на открытие ремесленных заведений, за посадскими сохранялись мелкие промыслы и торговля. Городовые обыватели, купцы всех гильдий, иностранные и иногородние гости были освобождены от телесных наказаний. Вся тяжесть повинностей ложилась на ремесленников и посадских — они платили подати, выставляли рекрутов, несли натуральные повинности.
Так прошло почти сто лет…
16 июня 1870 г. было утверждено новое городовое положение. Главным органом городского общественного управления являлась городская дума, бессословная, которую избирали лица, облеченные избирательными правами.
Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам: крупных, мелких и средних налогоплательщиков, — избиравшим по равному числу гласных. Срок полномочий думы — 4 года.
Городская дума, являясь распорядительным органом, избирала из своего состава орган исполнительный — городскую управу в составе головы и членов управы. Городской голова возглавлял и думу, и управу.
Городскому общественному управлению предоставлялось «попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству, а надзор за законным сего исполнением — губернатору».
Кроме благоустройства власти города обязаны были следить за благосостоянием городского населения, за «народным продовольствием», устройством рынков и базаров, за «сохранением народного здравия»… Сюда же относились меры против пожаров, ограждение и развитие местной торговли и промышленности, строительство пристаней и бирж, попечение о народном образовании, о театрах, библиотеках, музеях…
Кругдействий городского общественного управления ограничивался пределами города и отведенных ему земель.
По городовому положению 1870 года думе предоставлялось право устанавливать в пользу города целую систему сборов: с движимого и недвижимого имущества, с промыслов и даже с собак…
Городовое положение 1870 г. представляло органам управления право действовать самостоятельно в пределах своей компетенции, а губернатору — надзор «за законным сего исполнением».
В соответствии с постановлением Тюменской городской думы от 12 ноября 1872 г. и 14, 21 декабря 1872 г. был избран исполнительный орган городского самоуправления: пост городского головы занял гласный думы, коллежский советник Лоншаков Константин Васильевич, заместителем — гласный думы, купец 2-й гильдии Глазунов Афанасий Кузьмич.
Членами городской управы стали купцы Колокольников Иван Петрович, Железов Борис Илларионович, Иевлев Андрей Иванович, кандидатами в члены управы — Котовщиков Александр Eвлампиевич, Лагин Дмитрий Иванович, Гласков Захар Григорьевич, Кучков Иван Самойлович.
На основании ст. 96 городового положения вновь избранные члены городской управы приведены к присяге, на церемонии присутствовали бывший городской голова и бывшие члены городской думы. 11 июня 1892 года вошло в силу городское положение, явившееся городской контрреформой. Оно заменило налоговый ценз для избирателей имущественным цензом. Избирательное право получили лишь те жители города, которые имели недвижимое имущество, оцененное особой оценочной комиссией.
Дума составлялась под председательством головы, из гласных, избираемых на четыре года. Тюменская городская дума содержала полицию, городскую больницу, Александровский родильный дом, Тюменскую женскую прогимназию, Александровское реальное училище и вечерние курсы для ремесленников и мастеровых при училище, Николаевское училище, Спасско-Архангельскую церковно-приходскую и Знаменскую церковные школы, собор Благовещенской церковно-приходской школы, а также обеспечивала строительство мостов, занималась освещением города, отводила в аренду земли, давала разрешение на постройку заводов и фабрик.