В рынок, что ли, босиком?
Директор ТEКС Сургутгазпрома Владимир Немков, сделав всего один шаг, оказался не на социалистическом предприятии, а совершенно в неожиданном месте. Со своим коллективом.
Без чего не может прожить человек? У нас в Сибири уж точно — без обуви. Без добротной, стойкой к переменам, происходящим в атмосфере и особенно под ногами. И красивой, конечно.
Новое обувное предприятие Тюмени насчитывает меньше двух лет, а уже успело сменить несколько названий. Связано это с теми переменами, что сотрясают страну и не могли, конечно, не задеть своим крылом маленькую обувную фабрику.
Обувная фабричка в центре города, хорошо знакомая тюменцам, должна была реконструироваться и переехать на другой конец. Началось это в 88-м году, а в 89-м ветры перемен начисто смели весь бюджет будущего нового производства. Но недаром, видимо, в комсомольские времена из уст нынешнего директора Владимира Немкова уже звучали слова о предприимчивости, тогда, правда, социалистической. А пришлось переходить на рельсы совсем другой предприимчивости, для которой еще и сейчас не придумано название.
И мысль, надо сказать, пришла в голову неординарная. Фабрика обратилась за помощью к северянам, заключила договор о взаимопомощи с сургутскими газовиками. По словам Немкова, это был первые опыт такого рода в Минлегпроме, что уже само по себе вызвало интерес.
Но главное — предприятие не заморозили. В 1991 году оно вошло в число восьми важнейших по стране, которыми в верхах занимались в первую очередь. Так удалось получить новое, большей частью зарубежное, оборудование. И сегодня цеха приятно пестрят разноцветными немецкими, английскими, австрийскими станками.
Работали параллельно со строителями: одни — достраивали, по привычке на годик-другой отставая от графика, другие — монтировали под недоделанной кровлей оборудование.
Сегодня ТEКС Сургутгазпрома — таково нынешнее наименование предприятия — одно из тех редких производств, которому еще нужны для работы кадры. Немного. Но нужны.
ТEКС расположен на окраине микрорайонов, и они поставляют сюда основные рабочие кадры. Хотя и старая фабрика «делегировала» некоторых. Оттуда пришла, например, Надежда Геннадьевна Мехрякова, начальник цеха со стажем. Новичков — обучили, столовую — открыли, медпункт оборудуется, ищут для него стоматолога, Все это, говорит директор, входит в технологическую цепочку. А моя задача, добавляет он, добиться, чтобы люди смогли хорошо зарабатывать и все купить, а вовсе не устраивать из фабрики натуральное хозяйство со своим подсобным, как это было раньше.
На столике удобно расположилась дамская туфелька. Точнее, не туфелька, а такой современный, очень почитаемый нынче за удобство полуботиночек. Это образец обуви, которую будут шить по заказу Австрии. Заказ войдет в те 250 тысяч пар обуви, что должны попасть к покупателю уже в этом году. Модельной обуви, сложной и сравнительно недорогой.
Проектная же мощность фабрики — миллион пар в год. Пока продукция уходит главным образом к сургутянам. Но и нам, тюменцам, в довольно близком будущем повезет купить то, что сегодня придумывают фабричные модельеры во главе с Верой Юрьевной Легковой.
Живется пока обувщикам трудно. Пресс инфляции давит на все, в том числе и на квадратный дециметр кожи — в таких единицах измеряют обувщики свое сырье. Налоги таковы, что могут превысить прибыль. В 1991 году один дециметр кожи стоил 8 рублей, сейчас — уже 220-250. И добро бы еще не надо было везти его за тридевять земель. Утрачено у нас производство хороших кож, и вот завозим их из Испании, Италии, Австрии… Такова расплата за бездумную торговлю сырьем в прошлом -вместо того, чтобы выделывать шкуры в России, много лет мы задарма отдавали их.
Но вот показывают мне симпатичные сапожки из красновато-коричневой, блестящей и гладкой кожи — оказывается, рязанский материал. Из Новосибирска тоже идет сырье, из Eкатеринбурга — мех на дамские ботики. Приятно. Для обувщиков наступило время изучения рынка, время рекламы. Сами они готовы предложить рынку девять видов обуви в двадцати моделях. По сравнительно невысоким ценам и не хуже импортной. И пусть эти слова будут для нового предприятия первой рекламой.
… А крыша нового производства до сих пор течет. Eе, конечно, ремонтируют, но пока конца этому не видно.
***
фото: