X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Человек, который тратит наши деньги

Мое знакомство с председателем комитета по финансам администрации города Юрием Стенниковым началось с вопроса: главная функция комитета — добывать деньги или тратить их?

«И то и другое. Но прежде всего, конечно, тратить», — ответил Юрий Михайлович.

Деньги приходят и уходят

— Но нужно уметь их тратить. Особенно сегодня — так, чтобы это отвечало требованиям горожан. Чтобы хватало не только на зарплату, но одновременно на развитие города, на новые капитальные вложения. Можно, конечно, съедать без остатка все, что съедобно, но нужно еще что- то оставить на будущее.

Это было предметом постоянного контроля комитета. И есть уже некоторые успехи. Eсли в начале 1990 года бюджет развития города составлял 7 процентов от общего, то сегодня мы его удвоили. Но и этого недостаточно. Постоянных вливаний требует коммунальная сфера — жители города должны быть обеспечены водой, теплом, транспортом, внешний вид города должен быть приятен глазу, и дороги должны быть хорошие.

Вторая наша задача — найти источники бюджетных доходов. Нам представляется, что вышестоящие органы власти должны утвердить увеличение нормативов отчислений. Полученную абсолютную массу денег можно было бы перераспределить и увеличить бюджет развития. Eще один путь — привлечь дополнительные заемные средства,, инвестиции.

Увеличение нормативов — это наша постоянная забота. И результат здесь тоже есть. Общая масса денег сегодня резко возросла. Eсли в 1990 году мы имели бюджет 98 миллионов, то сегодня — 108 миллиардов рублей.

К сожалению, вся эта денежная масса не реализована, и часть активных денег, которая могла превратиться во благо для города, в какие-то новые стройки и объекты, была съедена инфляцией.

Своя рубашка ближе к телу

— С территории города в этом году мы планируем собрать доходов на 800 миллиардов рублей. Из них 32 процента — по действующим нормативам — останется в городе, 36 процентов уйдет в область и остальные — в республиканский бюджет. Соотношение для нас невыгодное. Я считаю, что в основу бюджетного обеспечения должен быть положен принцип региональной автономии. То есть, по нашим расчетам, 60 процентов городских доходов нужно оставлять на месте.

Это не «местнические настроения», это требование вызвано тем, что наши деньги все равно возвращаются в город, только косвенными путями, через другие источники: социальная помощь населению из федерального бюджета, финансирование строительства жилья для военнослужащих, дотирование продуктов… А со стороны кажется, будто федеральный и областной бюджеты нам тоже помогают.

Мы считаем, что все социальные нужды населения должны обеспечиваться за счет местных бюджетов.

Много примеров, когда на социальные всплески, вызванные резким взлетом цен, первой реагирует местная администрация. А у нее нет средств для того, чтобы помочь гражданам, обеспечить их нужды. Например, городские власти могли бы поддерживать стабильность цен на основные продукты питания, на коммунальные услуги путем адресной дотации малоимущим слоям населения. У нас таких в городе 79 тысяч. Мы могли бы без вмешательства федеральных и областных властей организовать им материальную помощь. А не взывали бы к республиканскому бюджету.

В дальнейшем все три бюджета должны быть строго распределены по своему функциональному назначению. И самый «нижний» бюджет должен быть приближен к нуждам людей. Зачем федеральному бюджету заниматься хлебом и молоком, теплом, водой, транспортом, если есть мы? Но для этого должно быть упорядочено распределение доходов.

Идея не нова. В этом направлении работают все развитые страны.

Что год текущий нам готовит?

Финансирование в 1994 году. Рост цен на энергоносители значительно опережает возможности получения доходов в регионах. Правительство России должно взять на себя жесткий контроль за так называемыми политическими ценами — на энергоносители, на хлеб, молоко, сахар… Регулировать местными бюджетами эти цены невозможно. А ведь без этого балансировка между расходами и доходами бюджета никогда не будет успешной.

— Многое зависит от политики правительства и, как вы сказали, «верхних» бюджетов. А что в жизни нашего города зависит именно от вас? Вы два года и три месяца в этом кресле. О чем вы могли бы сказать: вот это сделал я, и сделал хорошо?..

— Ну, не только я, весь наш комитет… Что сделано нашим комитетом в отношении городских нужд, что можно было бы поставить нам в заслугу? Мы регулируем выделение материальной помощи малоимущим слоям (именная, или адресная, дотация). Несмотря на то, что у нас резко и практически каждый месяц повышались цены на хлеб, мы создали достаточно благоприятную обстановку для малоимущих.

Второе — мы без всякого шли на то, чтобы давать дополнительно дифференцированную доплату учителям, чтобы хоть немного сгладить последствия инфляции.

Третье — как я уже сказал, мы стараемся поддерживать бюджет развития. Строительство дорог. И главное — с ливневой канализацией. Правда, успехи у нас тут небольшие, но начало положено.

Наш комитет сыграл свою роль в том, что сегодня школы хоть немного, но получили дополнительное финансирование. Конечно, еще не в каждой школе есть средства, чтобы оборудовать компьютерный класс. В единичных случаях мы выделяем какие- то средства, но в дальнейшем, надеюсь, удастся наладить систему.

Стремимся стабилизировать работу общественного транспорта. Любыми путями идем, берем кредиты, чтобы обеспечить город новыми автобусами. Правда, автопарк настолько запущен, что в бюджете не хватит средств даже для того, чтобы обновить его хотя бы наполовину.

Поддерживаем переход на малоэтажное строительство. Очередь на получение квартир такова, что методы, которыми мы сегодня руководствуемся, — явно не обеспечат горожан жильем. В прошлом году мы не могли добиться льготных кредитов на строительство жилья, и потому в нынешнем году этот вопрос должен стать основным и реализоваться.

Немного о личном

— Считаете ли вы, что председатель комитета по финансам должен быть человеком с характером? Твердо знать, что главное, а что второстепенное, и уметь отказывать?

— Нужно иметь характер и уметь устоять. И пойти на конфликт с администрацией и ее главой. При постоянном дефиците кредитных ресурсов все требуют средств, ставят жесткие условия: или — или. Например, ситуация с финансированием второй городской больницы. Сегодня это финансово емкий объект очень трудный для бюджета. И вот мне предлагают: или вы ее финансируете, или в городе будет социальный взрыв. Приходится искать ресурсы… Впрочем, здесь я сам чувствую, что это дело важное и нужное. А если нужно передать средства какой-то организации в виде кредитных ресурсов — препятствуем.

Пытаешься кому-то отказывать, кого-то убеждаешь подождать. Это обычный распорядок для председателя комитета по финансам.

Страшно то, что мы можем что- то упустить, а потом это обернется большими бедами. Так, в 1992 году на сессии приняли решение о консервации строительства школ — и в 1993 году не ввели ни одной новой.

— Ваша должность почетна?

— Не очень почетна. Хотя и имеет отношение ко всем сферам жизни. Очень жаль. На мой взгляд, финансы должны быть не только предметом требований, но объектом постоянной работы. Недавно в администрации ввели должность заместителя главы по финансам, это очень верно. Рассматривать финансиста как обычного бухгалтера-распределителя — неправильно, потому что финансовые вопросы — это жизнь города, его развитие. Там, где нет финансов, — там жизнь затухает.

— Считаете ли вы себя политиком?

— Раньше не считал. Но за последние годы я почувствовал, что без решения политических вопросов я не смогу решать проблемы финансов. Давление политики на экономику иногда бывает не в пользу последней.

— Eсли бы вернуться на два года назад и поставить перед вами выбор: занять кресло председателя комитета по финансам или нет, как бы вы решили?

— Eсли бы я имел сегодняшний опыт работы, то без политических изменений и при такой нестабильности бюджетного потенциала я бы не согласился. Латать дыры, со всех сторон подвергаться критике — и небезосновательной! — и постоянно ощущать, что нет никаких изменений — это очень обидно. А изменений очень мало. Почему? Потому что не упорядочен вопрос бюджетного потенциала города. Почему не упорядочен? Потому что вышестоящие органы — и бывший ВС, и правительство, и областные власти практически этим не занимались. Только лишь говорили: да, нужно дать регионам условия и так далее. На этом дело кончалось. И потому я как бы являюсь заложником перед нашими людьми.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта