Кошмар графини и наваждение «важняка»
Сегодня Голливуду «не светит» в нашем «Видеопилоте» — мы поведем речь о появившихся на видео русских картинах. И, признаюсь совершенно искренне, они во многих случаях превосходят американские фильмы. Причем не только искусством драматургической интриги, масштабной вылепленностью ролей, но и (да-да!) зрелищностью, в чем всегда были сильны американцы. Что ж, трезвый коммерческий подход вряд ли может повредить хорошему кинематографу, а скорее, наоборот, — наши быстро учатся, как надо снимать, чтобы было хорошо и чтобы это смотрели увлеченно (а тогда будет и «касса»).
Низко кланяюсь Карену Шахназарову и Александру Бородянскому за те противоречивые и сильные эмоции, что были неизбежно вызваны их трагикомедией
«Сны»
Надо ж такое придумать — молодая графиня Призорова, безбедно существующая где-то в конце прошлого века, в кошмарных снах видит себя посудомойкой Машей Степановой из грязненькой московской забегаловки 1993 года! И даже делает во сне ошеломительную карьеру — за бедра крутые и прочие дамские прелести ее назначают… министром экономики. Потому как надо выколачивать кредиты из этих богатых иностранцев, а такое под силу только обольстительной женщине… Разумеется, рассказы графини повергают в трепет ее почтенного супруга, государственного мужа: «Неужели все это будет? Неужели Россия станет такой?».
Несомненный и оригинальный юмор создателей фильма (а Шахназаров и Бородянский — соавторы и по сценарию, и по режиссуре) становится все более и более печальным и… глобальным, что ли. Это тот самый «видимый миру смех сквозь не видимые миру слезы» — что ж вы, братцы, так одичали меньше чем за столетие? Подрастратились, заблудились со своими правителями, оскудели душою… Возможно, вам этот абсолютно нестандартный фильм навеет совсем иные мысли — но, все равно, вряд ли оставит равнодушным. Я поставил бы «Сны» на одну почетную ступеньку с «Небесами обетованными» Эльдара Рязанова -та же тональность (пронзительная и ироничная одновременно) и та же мастерская «выпечка».
…Графиня видит сны из будущего, но, увы, не в силах изменить его. Как и подследственный Лев Артынов, ставший возлюбленным старшего следователя по особо важным делам Eлены Шемеловой. И произошло это в криминальной мелодраме режиссера Eвгения Татарского по сценарию небезызвестного Сергея Соловьева
«Тюремный романс»
И снова хочется воскликнуть: «Надо же такое придумать!». Артынова, однако, играет сверхпопулярный сегодня Александр Абдулов, «герой-любовник» русского экрана , — так что это отчасти объясняет грехопадение суровой героини Марины Нееловой. Тем более что авторы фильма все время напоминают нам о скудости личной жизни «важняка» Шемеловой: детей не имеет, мужа — народного депутата не любит (тут прочитался прозрачный намек на «бесплодие» бывшего Верховного Совета).
Картину я смотрел с неугасающим интересом — потому как и к Нееловой, и к Абдулову питаю слабость. А равно — к криминальным сюжетам про «поиски золота партии» и к лихим перестрелкам в тюремных изоляторах. Тем не менее остаюсь при мнении, что сюжет «Тюремного романса» достаточно фантастичен и что истинный следователь «по особо важным» вряд ли упадет так скоро и бесповоротно в объятья преступника — что бы там ни вытворяло грешное тело… Поэтому по-своему занимательный сюжет оставил легкое раздражение: допрос — это, понимаете, допрос, а не любовное свидание. Да еще с передачей подследственному пистолета для его побега. Нам- то, простым смертным, законопослушным гражданам, на кого надеяться, если такое в действительности может произойти? Или я понапрасну придираюсь? В кино — как в кино?..
И еще один криминальный сюжет, рассказанный очень по- своему и тоже пронзительно, даже мрачновато, пожалуй. Рассказанный молодым режиссером Александром Хваном в фильме
«Дюба-дюба»
Как-то так получилось, что я почти ничего не читал из того, что писали о «Дюбе-дюбе» маститые столичные критики. Оно и к лучшему: собственное мнение — это, знаете ли. собственник мнение.
Студенту ВГИКа по имени Андрей необходимо раздобыть большие деньги, чтобы вызволить из колонии девушку, которую он когда-то любил и, быть может, все еще любит. Он затевает ограбление богатого коммерсанта, нанимает «крутых» парней — и как-то незаметно и жутко превращается в сущего монстра, дьявола во плоти (причем без всякой мистики). Способного пытать, издеваться, лишать другого человека остатков воли и разума — и даже получать от этого удовольствие… Вот так и ломает нашего героя на протяжении этой совсем не простой для восприятия картины (которая потребует от вас мыслительной работы). То человечное в нем побеждает, то — от зверя. А в общем ведет он жизнь странную, убийственную для самого себя — словно придумал сценарий фильма ужасов да и разыграл его без всяких киносъемок, с самим собой в главной роли…
Андрея очень убедительно сыграл актер Олег Меньшиков. Eсли мне не изменяет память, фильм «Дюба-дюба» съездил в фестивальный Канн и был показан мировой киноэлите. Теперь у вас есть хорошая возможность посмотреть его на видео.
И самая последняя новость тюменского видеорынка: одним из новых л идеров обещает стать весьма крутой боевик «Америкэн бой» ожестокой схватке «афганца»-одиночки с провинциальной мафией. Но об этой ленте, как и о нескольких других, оставшихся «за кадром», — как-нибудь в следующий раз… И до следующего вторника!