Продается… семейный врач
Во вторник в медицинском институте состоялось очень тихое, но знаменательное событие. Распределение первых выпускников новой специальности «семейный врач».
Во вторник в медицинском институте состоялось очень тихое, но знаменательное событие. Распределение первых выпускников новой специальности «семейный врач».
Преподаватели о них говорят — умники. Загляните в их табели успеваемости. Средние баллы — 5,0. 4,7. Минимум — 4,0… У них уже есть диплом о высшем медицинском образовании. Теперь они получат еще и сертификат семейного врача.
27 первых выпускников новой специальности. А всего в конкурсном отборе на эту специальность участвовало больше ста человек. Пятерых берут в ординатуру. Остальные 22 выходят «на торги».
Вот такие «торги» и состоялись во вторник.
Предполагалось, что выпускников этой редкой специальности будут разбирать (или — расхватывать) медицинские учреждения. Однако на специалистов нового профиля заявки подали только поликлиники №2 и №8 (на ул. Ватутина), поселка Мелиораторов и МЖК. Слегка обескураженные выпускники спрашивали: и все? Все, все.
Возможно, в городах и районах, в крупных нефтяных центрах и сельских глубинках до сих пор еще и не ведают о том, что переход к новому виду здравоохранения не просто спланирован, но уже осуществляется в Тюмени, причем собственными силами…
А пока перед молодыми выпускниками выступали руководители поликлиник и рекламировали себя.
Ведь что нужно семейному доктору, чтобы работать?
Во-первых, конечно, знания и навыки. Знания есть — смотри выше. Кстати, Татьяна Щербич, главврач поликлиники поселка Мелиораторов, ознакомившись с учебной программой, сказала: «Я не могу поверить, что они все это изучили».
Нужна практика. В апреле большинство выпускников поедет в районные поликлиники юга области. Хотя, конечно, в идеале стоило бы отправить их на места будущего распределения — вкусить той работы, которой придется заниматься, возможно, всю оставшуюся жизнь.
Кстати, о жизни. Семейному врачу, для того чтобы работать, еще нужно где-то жить. Это второе условие. И они, сегодняшние выпускники, готовы с потрохами отдаться любому медицинскому учреждению, что предложит жилье. Квартиру. Ведь у многих есть семьи. Eсть среди выпускников и иногородние.
Поликлиники, выставившие себя на конкурс, жилье могли предложить только в перспективе. Столетней давности (в переносном смысле, конечно) решение выделять в каждом строящемся доме квартиры одному учителю, одному врачу и одному сотруднику правоохранительных органов так и осталось только решением.
Поликлиники хоть сейчас бы купили квартиры для столь необходимых им новых специалистов. Но деньги, те небольшие бюджетные средства, которые выделяются сегодня на здравоохранение, приходится выкраивать и на другое. Ведь семейным врачам нужно еще и рабочее место. То есть — офис. Это третье непременное условие.
Хорошо, что поликлиника мелиораторов обслуживает один небольшой поселок и семейные врачи могут в ее кабинетах работать по своему «семейному принципу». Eсть в поликлинике и некоторое необходимое оборудование, а другое необходимое оборудование… тоже будет, когда медицина разбогатеет.
Восьмой поликлинике приходится офисы готовить специально. Потому что обслуживает она очень большой район. Но, разместив семейных врачей поближе к людям, добьется «качественного улучшения оздоровительных и здравоохранительных мероприятий». А само здание поликлиники на Ватутина будет диагностическим центром.
Главврачу Ирине Хакимуллиной уже удалось выбить два офиса. Точнее, пока два помещения. А еще предстоят ремонт, покупка оборудования.
Eще одно условие — зарплата.
Я много слышала рассуждений о том, что это должна быть за работа. Теоретически — что-то вроде того, что было в дореволюционной России, но только на качественно более высоком уровне. Ранняя диагностика заболеваний. И план11рование семьи. И профилактика. И культура обслуживания, кстати, совершенно иная… (Какие плюсы содержит в себе семейная медицина — это тема отдельного разговора, который частично уже состоялся — смотри №10 за 27 января — и который, несомненно, нам еще предстоит).
Что получится из задуманного — посмотрим, но для того, чтобы хоть что-то получилось, нужны деньги и деньги. Вот руководители медучреждений, что являются активистами семейной медицины, и выкручиваются как могут. Где-то дополнительные ставки выбивают. Где-то процент за внеурочную работу — так, чтобы заработная плата молодого семейного доктора позволяла ему не чувствовать себя ущербным.
Выпускники новой специальности, конечно, были бы нарасхват. Они и были нарасхват — если учесть, что их немного, и даже участвующие в неофициальном конкурсе поликлиники не удовлетворены. Но, к сожалению, ситуация такова, что им, медицинским учреждениям, просто, извините, нечем расхватывать…
И многие выпускники остались без распределения. И как бы не остались… без работы. Кто-то сейчас договаривается самостоятельно, ищет связи в других городах области…
Первый блин по народной традиции имеет право быть комом. А может быть, не имеет?
***
фото: ФОТО АНДРЕЯ НИКОНОВА;ФОТО АНДРЕЯ НИКОНОВА;ФОТО АНДРЕЯ НИКОНОВА