Российский автобус 2000 года
К 2000 г. в России намечается производить до 15 тыс. одинарных и 3,5 тыс. сочлененных городских автобусов в год, чтобы полностью удовлетворить потребности страны в этом виде транспорта и отказаться от поставок из-за рубежа (из Федеральной программы развития пассажирского транспорта).
Автобусный парк России располагает лишь 57 процентами необходимого количества автобусов, 30 процентов из них уже выработали ресурс и должны быть списаны. В 1993 г. на российских заводах выпущено около 4 тыс. новых городских автобусов.
По утверждению заместителя директора департамента автомобильного транспорта Л. Шойхета, в ближайшие три года все усилия будут направлены на то, чтобы ликвидировать дефицит. Поэтому до 1995-96 гг. ведущее предприятие отрасли Ликинский автобусный завод будет параллельно с новой моделью ЛиАЗ-5256 производить устаревшую модель ЛиАЗ-677, разработанную в 60-е годы. После 1996 г. завод должен полностью перейти на выпуск модели ЛиАЗ-5256 и до 2000 г. постепенно доводить ее до международных стандартов.
14 предприятий отрасли объединились под руководством Ликинского автозавода в Ассоциацию «Автобус», чтобы «насытить» Россию городскими-автобусами марки ЛиАЗ. А Тураевский моторный завод работает над созданием нового отечественного дизельного двигателя ТМЗ-770 с турбокомпрессором и мощностью до 280 л.с.
Для скорейшего решения «автобусной» проблемы планируется наладить на Зарайском авторемонтном заводе (Московская обл.) выпуск многоцелевого пассажирского модуля большой пассажировместимости с тягачом ЗИЛ-433400 — этакий гибрид седельного тягача и автобуса.
На Тушинском машиностроительном заводе Минавиапрома, где после прекращения всех работ по «Бурану» простаивает много уникального оборудования, решают проблемы со специальной технологической оснасткой, на которой собираются изготавливать «Икарусы-280».
К серийному производству нового российского городского автобуса «Альтерна-4216» (конкурента ЛиАЗ-5256) приступило еще одно предприятие оборонной промышленности — Энгельский завод спецавтомашин в Саратовской области. Этот перспективный автобус сконструирован в ТОО «Альтерна» инженерами-автомобилестроителями, которые ушли из СКВ Ликинского автобусного завода и организовали собственную фирму. Здесь спроектировали три модели: средний городской автобус модели 4216 (серийное производство начато в 1993 г.), сочлененный городской автобус модели 6230 (проходит испытания) и междугородный автобус модели 4215 (находится в процессе разработки).
Для реализации Федеральной программы, по расчетам специалистов департамента автомобильного транспорта, необходимо примерно 6,9 трлн. рублей (в ценах на 1994 г.). От государства требуется всего лишь около 30 процентов от этой суммы, остальные средства будут изыскиваться транспортниками на местах.
Проект Федеральной программы по наземному пассажирскому транспорту лежит без движения в правительстве Российской Федерации и Государственной Думе с 1993 г.