X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Три монолога о войне

На этом снимке три солдата. Встретились они однажды после войны на лесной опушке и разговорились. Интересно, о чем рассказывали друг другу счастливчики, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы? Не знаем. Молчит фотография. Но есть зато у нас рассказы других солдат. Они тоже смолоду прошли по дорогам Великой Отечественной, и сейчас вновь оживают в их памяти дни и ночи войны…

Виктор Коновалов, артиллерийский разведчик, кавалер ордена Славы

Когда мы были под Сталинградом, возраст у нас был молодой — 18-20 лет… Многие из товарищей погибли в первые же годы войны. Те, что остались, дошли до Берлина. Хорошо помню Алёшу Сластенникова, Толю Eфремова.

На Одере это случилось, в марте. Мы вышли с группой разведчиков к нейтралке. До форсирования нужно было собрать данные об огневых точках противника. Заметили группу немецких разведчиков, переправлявшихся на надувной лодке. Шесть человек, и все в масхалатах. Нас пятеро. Решили взять их в плен. Выследили место, где они обосновались. Это была комната заброшенного барака на нейтральной территории. Немцы собирались переждать светлое время суток, чтобы ночью пробраться к нам в тыл. Мы решили взять их в плен. Гранату — в окно. Двое со Сластенниковым бросаемся туда, остальные блокируют окно и двери, чтобы никто не выскочил. Их осталось трое. Против меня — обер-лейтенант. Пока я перезаряжал — он успел ранить меня в голову. Потом спрятался за железный шкаф. Сластенников со вторым расправился, а третий, ефрейтор, спрятался под нары. Тут же нашли и взяли живьем. Живьем взяли и обер-лейтенанта. Они дали очень ценные сведения. За это был награжден я орденом Славы II степени… Анатолий Филатов, танкист, кавалер ордена Славы

Нечего греха таить, дрожь пробивала маненько. Рассчитывать, что я ничего не боялся, это неправильно будет. Отбивали по одной, по две, по три атаки, и всегда ощущаешь, что ты в бою, даже если в укрытии стоишь… Был у меня друг, Ахметов. Очень меня уважал. И я его. После передышки готовимся к бою. И начали бомбить «мессершмитты». Не успели мы добежать до танка. Бомба упала метрах в пятнадцати, как раз между ним и мною. Нас завалило землей, и Ахметов погиб…

Александр Байрах, пехотинец, кавалер ордена Славы

… нас в разведке немцы взяли. Обошли где-то. Я получил удар по затылку. Прикладом, наверное. Очнулся. За вывернутую руку подвешен на сосне. А товарищ убит. Потом наши отбили меня у немцев…

… Помню, с командиром роты бежали в атаку. Метрах в двух друг от друга. В него попал «фаустпатрон». И разворотило всего. Меня обожгло и откинуло в сторону. 9 мая встречал в госпитале. Часов в 5-6 стрельба такая поднялась. Ну, выскочили. Что? Может, немцы? Победа! Победа! Многие плакали…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта