X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Молоко вредно для здоровья: много нервов отнимает

До 150 тонн молока в сутки выпивали мы с вами в лучшие годы. А сейчас с трудом выпиваем 80.

Во всяком случае, столько в среднем заказывают предприятия торговли у акционерного общества «Тюменьмолоко».

Хотя у «Тюменьмолока» договор с производителем — АПК «Тюмень» — на 100 тонн в сутки. Начинается цепочка отказов: переработчик — поставщику, поставщик — производителю… А что делать последнему в цепочке? Отказать коровам. Может, их не кормить?..

Такая ситуация сложилась перед первомайскими праздниками. Я попросила рассказать, о ней представителей всех заинтересованных сторон.

С точки зрения производителя

Главный зоотехник АПК «Тюмень» Михаил Побережный рассказал, что некоторые хозяйства Тюменского района, ранее успешно сдававшие сырье на «Тюменьмолоко» для переработки на цельномолочную продукцию, перед праздниками получили от руководства АО отказные письма. («Хорошо еще, что надои нынче невысоки», — произнес Михаил Васильевич).

«Тюменьмолоко» согласилось принять поставки на давальческих началах (на переработку в масло). С условием самостоятельной реализации. Но произведенное масло выходило по 6900 рублей за килограмм. Куда с ним денутся хозяйства, даже не имеющие собственной торговой сети? Продадут своим работникам, получающим зарплату в 40-50 тысяч, и ту с большой задержкой? Обратились на ялуторовский молзавод, те, спасибо, приняли продукцию.

К счастью для производителей, через неделю отказы были сняты, и молоко — каменское, успенское, луговское, каскаринское, туринское, а также госплемзавода «Тополя» — вновь повезли на тюменский молочный комбинат.

С точки зрения переработчика

— Нет, никаких отказных писем мы не посылали, — возражает заместитель директора АО «Тюменьмолоко» Галина Кузнецова. — И молоко в праздники принимали, правда, на давальческих началах. А масло из тюменского молока действительно выходит дорогое. Импортное гораздо дешевле.

Горожане молока пьют мало, объясняет Галина Константиновна. Потому что дорого. Покупательская способность населения снижается, а производители упорствуют, цену держат. Давно уже приглашали за круглый стол все заинтересованные стороны, но пока никто не спешит.

Не сезон сейчас для молока, считает Кузнецова. Люди предпочитают овощи и фрукты. А потому закупочная цена должна быть гибкой, летом — снижаться.

У АО «Тюменьмолоко» с торговыми предприятиями заключены договора, к договорам прикладывается заявка, которая ежедневно корректируется. Торговля себя страхует, рассчитывает объем в заявке так, чтобы хватало «от свежего до свежего». Так что, случается, АО «Тюменьмолоко», затоваренное продукцией, «на ушах стоит», по собственному выражению Галины Кузнецовой.

С точки зрения торговли

Торговля себя страхует. Молоко — продукт скоропортящийся, риск велик. А холодильник есть не в каждом магазине: торговые предприятия предоставлены сами себе, и каждый выплывает как умеет, так что новый холодильник взамен старого сломанного для многих — непозволительная роскошь.

Итак, чтобы не торговать скисшим молоком и не наживать себе неприятности от санэпидстанции и госторгинспекции, торговля предпочитает сокращать объем заявок. А «план делать» с помощью водки.

Eще одна сторона. Директора магазинов жалуются в комитет по торговле, что «Тюменьмолоко» сократило график завоза цельномолочной продукции до одного раза в сутки, а то и вообще срывает график, ссылаясь на транспортные неурядицы.

С моей точки зрения

Наверное, за годы рынка мы научились соразмерять свои потребности с возможностями. Покупаем молока столько, сколько выпьем — и не больше. Хозяйки говорят: еще потому, что молоко стало хуже (быстрее скисает, на два дня не запасешь). Продавцы отмечают: старушки (основное мерило платежеспособности населения) отворачивают от прилавка только в первые дни очередного повышения цен на молочную продукцию, а дальше привыкают, берут. К тому же городская администрация регулярно повышает сумму дотаций на хлеб и молоко малообеспеченным категориям граждан, нынче она достигла 6 000 рублей в месяц.

Так что, уважаемые ответственные работники, не рассказывайте нам, что мы молоко не пьем. Пьем.

И молоко. И кефир. И новый диетический продукт — йогурт. А еще мы любим творог. Сыр. Брынзу. Ряженку…

Дальше фантазия у меня не идет. Потому что давно-давно ни в одном магазине не встретишь сколь-нибудь богатого ассортимента цельномолочной продукции. Ни дорогого, ни дешевого. Ни свежего, ни старого. Никакого. Дефицит отошел. Но мы, отправляясь в магазин, по- прежнему не уверены, что удастся купить молочных продуктов — таких «наших» — к нашему столу.

Кто виноват — торговля, производитель (АПК «Тюмень») или переработчик (АО «Тюменьмолоко») — нам, покупателям, в общем-то безразлично. Нам от этого ни жарко, ни холодно. Нам — лишь бы оно было.

Председатель комитета по защите прав потребителей, торговле и общественному питанию при администрации города Иван Кугаевский — человек на этом ответственном месте новый — пообещал разобраться. И предположил, что вину за беспорядок в торговле столь важными для нас продуктами стоит разделить между всеми участниками процесса.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта