Скорый поезд «Пекин-магазин»
Eще в недавние времена верхом советско-китайских экономических отношений считались термосы и тушенка «Великая стена». Нынче все стены сломаны — редкий китайский «челнок» не долетит до середины России, оседая на местных толкучках.
Федеральные власти счет мигрантам из-за Амура, гуляющим по российским просторам, ведут примерно такой: плюс-минус полмиллиона. Из них добрая часть приходится и на нашу сибирскую глубинку, торговля в которой, по мнению китайских мешочников, достаточно прибыльна. Как и шесть лет назад, на заре перестройки, основным способом проникновения на сибирский рынок стала для китайцев железная дорога. Отсюда и пошли знаменитые своей коммерческой направленностью поезда «Пекин- Москва», ныне представляющие собой те же толкучки, но на колесах.
Eстественно, деятельность китайских мешочников не могла не заинтересовать криминальные структуры. Так, вокруг пекинских поездов вырос целый клубок из торгового обмана, постоянных грабежей, а порой и убийств. Дело осложняется в первую очередь тем, что весь этот «содом» постоянно в пути, остановки на три-пять минут на крупных станциях не дают возможности провести следственные действия в составе, в непрерывном торговом ажиотаже.
Eдинственным способом навести порядок остается, как прежде, недопущение торговли. Ранее милицейские акции подобного рода были подорваны президентским Указом «О свободной торговле», и ОМОНу (в том числе и тюменскому) пришлось отступить от платформ. Теперь законодательная база восстановлена.
Постановление главы администрации о запрещении торговли в неприспособленных местах и статья УК РСФСР о «назойливом приставании к иностранцам» — этими двумя подпорками и руководствуются сегодня работники транспортной милиции.
Но рынок — это стихия, а с ней бороться сложно. В этом я убедился в недавнее воскресенье, ровно в полдень, когда подошел к первой платформе тюменского вокзала поезд N 3, получивший в народе прозвище «Пекин-магазин». На борьбу со «злом» вышел весь личный состав немногочисленного линейного отдела милиции станции Тюмень. Вооружившись резиновыми дубинками, сотрудники пытались сдержать потенциальных покупателей.
Не сдержали. Покупатели прорвали оборону и в результате столпились у двух слабоохраняемых вагонов. В пространстве шириной в четыре метра между двумя составами образовалось второе «Ходынское поле», где я со своей камерой и был практически полураздавлен, Ощущение, как вы понимаете, ниже среднего, и не у меня одного было такое.
По-моему, игра не стоит свеч, цены у поезда отличаются от рыночных на 10-15 процентов. Зато какая перспектива повторить подвиг Анны Карениной или угодить в милицейский бокс!
Правда, я торговлей не занимаюсь.
***
фото: Фото автора;Фото автора;Фото автора