С губернатором по четвергам
Нормально, что у губернатора Рокецкого наконец-то вошли в привычку регулярные встречи с журналистами. Вероятно, Леонид Юлианович, в отличие от многих и многих чиновников, и вправду видит в сотрудниках средств массовой информации не разносчиков вредных и неправильных слухов, а обычных людей, которые точно также, как и он, исполняют свою социальную функцию.
По темам.
Поездки и встречи губернатора. В провинцию Альберта (Канада) и в Тобольск с Патриархом Алексием. (Кстати, губернатор охотно ответил на вопрос одной из корреспонденток, что, вопреки слухам, «никакой иконы из запасников музея» он Патриарху не дарил. А от имени администрации подарил картину художника Шилова «Георгий-Победоносец»).
Говорил о подготовке к зиме 1994-95 годов. (Сейчас все об этом старательно говорят, тревожатся, ищут деньги на ремонт систем и на уголь. Невольно подумаешь, что дело и вправду очень неважно. Или, с другой стороны, мы в преддверии каких-то очень важных политических решений, которые должны произойти весной следующего года и которые зависят от результатов нашей «зимовки»).
Подробно рассказывал о совещании с нефтяными генералами. Выяснилось, что в области имеет место большая утечка большой нефти.
Имеются в виду не скандальные «разоблачения» осенью 1992 года, когда в столичных газетах писали, а в местных перепечатывали, как тайными трубопроводами тюменская нефть утекает за границу… Так вот, Леонид Рокецкий не говорил об этом. А о том, что управление нефтью, хозяева нефти все более перемещаются за пределы области. Что большинство вновь образованных компаний имеет свои офисы в столице или в Питере, туда же на банковские счета поступает выручка от продажи тюменских сокровищ за рубеж, а в область возвращается только то, что соизволит перечислить руководство компании.
Список «уплывших» был достаточно велик. Легче назвать то, что осталось. Сургутнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Нижневартозскнефтегаз и Тюменьнефтегаз. Губернатор поделился идеей и пытался воодушевить ею журналистов — образовать из осколков Главтюменьнефтегаза Тюменскую нефтяную компанию. И сказал, что, в принципе, такая идея этими осколками — одобрена. Целый монолог, который при этом прозвучал, был обращен, конечно же, не к прессе, а к «нефтяным генералам», с которыми, судя по всему, Леонид Юлианович все еще продолжал заочный спор. Напоминал о долге перед областью, которая создала всю эту нефтяную мощь, о необходимости быть патриотом родной земли.
В то же время он согласился и с вопросом корреспондента «Тюменского курьера», что, может быть, надо меньше взывать, а создавать условия, чтобы «генералов» не тянуло на сторону? Правда, на пути к этому решению стоит законодательство, которое предоставляет территориям не так уж много прав. По его словам, «отношения с нефтяниками Москва регулирует при помощи системы трубопроводов», которая являет собой образец государственной монополии. Всегда можно наказать строптивого, отказав ему в возможности прокачать уже запроданную нефть.
— Мы должны заставить себя уважать, — повторял Л. Рокецкий, имея в виду, что новая компания со штаб-квартирой в Тюмени сможет занять достойное место на нефтяном рынке и с нею так или иначе придется считаться и Москве. Более того, губернатор надеется, что, если дела Тюменской нефтяной пойдут успешно, это станет поводом для возвращения нынешних беглецов.
Может быть, может быть. Хотя я очень боюсь, что, выйдя из областной и окружных упряжек (пока область и округа выясняли между собой, кто из них главнее), нефтяные компании ЛУКойл, ЮКОС и другие вряд ли захотят становиться в прежнее стойло.
Судя по тому, как «генералы» при каждом удобном случае старательно демонстрируют свою независимость и автономность, скорее уж можно предположить, что они предпочтут стать транснациональными компаниями. Информации на эту тему периодически проскакивают в прессе. Например, о деятельности того же ЛУКойла в глобальном масштабе и его судебных процессах.
Может, конечно, прийти идея заставить их подчиниться силой. Но у кого есть эта сила? И не будет ли применение этой силы означать окончательный крах российского нефтяного монстра и отказ от мечты на равных состязаться с «семью сестрами» — крупнейшими нефтяными компаниями мира.
Я начал рассказывать о пресс- конференции Леонида Рокецкого, а перешел к нефтяным проблемам. Но меня извиняет перед читателем разве что одно. Губернатор уехал в Ишим на очередные сельские спортивные игры, но я уверен, что он и там не перестает думать о нефтяных делах. Eстественно.