X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Достоинство великого народа

(Ассоциации, навеянные фильмом «Список Шиндлера»)

Что такое — великий народ?

Большой числом?

Занимающий максимальную — в отличие от других — территорию?

Прославивший свое имя в битвах и завоеваниях?

Оказавший наибольшее влияние на человеческую историю?

Как видим, точного определения нет.

Позволю себе высказать еще одно суждение: великий народе достоинством несет свою судьбу. С достоинством встречает все, что выпадает на его долю.

Часы славы — и он не возносится в гордыне.

Годы страданий — и он не падает духом, не вопит трагическим голосом, а карабкается, карабкается, карабкается из исторического провала к свету.

Народов-счастливчиков, любимчиков Истории не существует. Горделивые британцы, создатели империи, над которой не заходило солнце, уже в нашем столетии пережили крах здания, возведенного государственным и военным гением нации. Вечные оптимисты — французы. Но и они терпели поражения вслед за победами, закаляя в борьбе чувство своего исторического предназначения.

Подобные примеры дает Азия (Турция, Индия, Китай, Япония). Африка (Бенин, Eгипет, Эфиопия). Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Мексика).

Благополучнейшие Соединенные Штаты основной чертей национального характера считают умение неуныоать, держать удар, снова и снова вставать на ноги.

И наконец, мы возвращаемся в Россию, которую, собственно, и не покидали. Ибо мысль о России лежит в основе всех вышеизложенных логических конструкций.

Сколько раз за последнее тысячелетие Россию сбивали с ног, и сколько раз она подымалась. Подымалась, потому что никогда, даже разбитая и растерзанная, она не теряла достоинства, присущего великому народу. Не рыдала, не посыпала голову пеплом, не проводила годы в перечислении бед и обид. Работала, поднимала города и осваивала земли, пахала и сеяла, кормила и учила детей.

Сегодня, сейчас — не лучшее историческое время России. Время «разбора полетов». Время анализа. Но и время накопления, время расчистки руин и закладки новых фундаментов. Потому, мне кажется, правы те, кто накапливает, расчищает и строит.

Достоинство великого народа диктует именно такую линию поведения. Для этого достоинства оскорбительны вопли (прошу прощения за резкое слово) о гибели страны, о разорении народа, об уничтожении генофонда…

Я уже писал о том, что свой двухнедельный отпуск провел в одной из деревень Исетского района. Деревня, как бы ни уверяли в этом политиканы, не вопиет. Она работает. Кормит детей (и город). Строит дома. Пашет зябь под будущий урожай и собирает урожай нынешний. Хороший пример для каждого из нас. Хороший пример и для политиков, хотя политики «идут своим путем», что им исторические примеры!

…А теперь хочу ответить на вопрос — при чем тут «Список Шиндлера», знаменитый фильм знаменитого американского режиссера о гибели и спасении польских евреев?

Я с трудом заставил себя смотреть этот фильм. Я боялся возвращения к теме Катастрофы, я боялся увидеть сцены, где уничтожают мне подобных, я боялся пробуждения собственной генетической памяти.

Как ни страшна, как ни ужасна тема геноцида, Стивен Спилберг, на мой взгляд, сумел избежать зрительно выигрышных и щекочущих нервы сцен. Катастрофа у Спилберга — буднична. Народ, против которого она направлена, не вопиет. Он борется. Он выживает. Он работает. Он верит в будущее. Фильм об одной из самых страшных страниц XX века сделан с большим достоинством. С редким, добавлю, достоинством. Жертвы, о которых говорится в этом фильме, вызывают не жалость, а уважение.

Это, конечно, мое личное впечатление. Но именно оно вызвало размышления, которые изложены в этой колонке.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта