X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Туда, где цветет миндаль

Курьер несколько задержался с ответом на вопрос читательницы Т. Б. Антипиной, ждал видеопленку от московских друзей. Наконец-то она поступила и я могу коротко рассказать о судьбе нашего замечательного эстрадного певца — Валерия Владимировича Ободзинского.

Старшее поколение хорошо помнит свое самое счастливое время — десятилетие после 1956 г. И хотя наши сегодняшние реконструкторы не только чистят авгиевы конюшни тоталитаризма, но, войдя в раж, пляшут не по-христиански, не по-магометански… на родительских могилах, они никогда не уничтожат годы нашей молодости, так ярко и эмоционально запечатленные во взрыве массовой популярной эстрадной песни.

А всему виной — Московский всемирный молодежный фестиваль 1957 г., на который впервые приехали к нам не только прокоммунистические организации, но и либералы, и квакеры, и социал-демократы …

И мы, тогдашние двадцатилетние, увидели, как многолик и красочен человеческий мир, как переливаются голоса и краски его культуры.

С этой точки отсчета начинаются творческие биографии Э. Пьехи, Э. Хиля, М. Магомаева… В это время набирают силу голоса В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Городницкого… Появляются первые советские молодежные группы в стиле биг-бита. Их странно назовут ВИА — вокально-инструментальными ансамблями. Электрогитара у них была еще редкой гостьей.

Первой нормой были составы, игравшие на контрабасе, акустической гитаре, ударнике, фоно… Знаменитые староарбатские дворы, окруженные консерваторией, музыкальными училищами и школами, сразу же завоевали лидерство по числу «звезд» и самодеятельных ансамблей.

Вот там и запел впервые В. Ободзинский. Eму повезло, и вскоре он был замечен профессионалами, лучшая часть которых приняла вызов времени и стала ориентироваться на талантливую молодежь.

Радио и телевидение заполонили первые советские шлягеры. В массе проходных вещей вполне понятной погони за успехом, за гонорарами легко терялись многие тогдашние кумиры С В. Ободзинским такое не произошло. Он получил и хорошее общегуманитарное образование и специальную подготовку.

В начале 60-х годов певец окончательно обрел свой стиль — опираясь на прекрасный высокий тенор, на оригинальный тембр чутко реагируя на смену песенных стилей, В. Ободзинский на шел себя в лирико-романтическом образе мира, в утонченном психологическом рисунке молодых страстей, гармонии любовных переживаний с энергией молодого отношения к жизни.

В его окружение входили Л. Дербенев, молодой тогда и успешно стартовавший композитор Д. Тухманов, певица и поэтесса Т. Сашко и многие другие.

Музыкальные фигуры твиста и шейка, динамика песенного призыва не мешали В. Ободзинскому добиваться глубины постижения эмоционально-прекрасных сторон нашей жизни.

Вспомните — «Синий-синий иней лег на провода. В небе тем но-синем синяя звезда…»

Но вот 20 лет назад певец за молчал. Поползли слухи: уехал в Израиль, умер, пропил голос… На самом деле он оставался в Москве, но только недавно сам пояснил причины своего молчания.

В. Ободзинский оказался куда выше в нравственном отношении многих наших прежних кумиров, сегодня весьма настойчиво упоминающих о своих заслугах в борьбе с тоталитарным строем.

Он ушел резко и бескомпромиссно. Он не мог более выносить издевательств тупых чиновников от культуры, придирок к репертуару, бездарных указаний.

Сначала он работал сторожем склада за 120 рэ, потом, поняв, что для семьи это мало, стал сторожить еще один склад, тоже за 120 рэ.

Семь лет назад радио и телевидение перестали крутить его записи. И вот друзья, выросшая дочь Жанна уговорили его вернуться. Вечер в одном из московских ночных клубов стал сенсацией.

Зрители, стоя, неистово аплодировали певцу, разменявшему пятый десяток, пополневшему и поседевшему, но такому же романтичному и необыкновенному, как в далекие уже 60-е…

А ведь он спел «Эти глаза напротив», которым уже более 20 лет. На его фоне вдруг потускнели эти все Алины, Дины и прочие с…ны, ибо философическая глубина проникновения в сложный мир человеческих чувств им совершенно неведома.

Сейчас В. Ободзинский готовит сольную программу — новую интерпретацию романсов А. Вертинского. Один из них он спел настолько блистательно («Туда, где цветет миндаль…»), что долго стояла благоговейная тишина…

Напоминаю, что газета ждет ваших новых вопросов из всех областей жизни искусств и культуры. Пишите, звоните. Адрес и телефоны — на последней странице.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта