Иссякает живая вода?!
Вот что спели мне первоклассницы из города Вятки: «Рельсы, рельсы, Шпалы, шпалы. Eдет поезд запоздалый. Из последнего вагона Вышла Алла Пугачева. Вышла Алла Пугачева И запела букву А-А-А! Алла, Алла Пугачева, Она съела Горбачева. Горбачев ей изо рта: Алла, Алла, ты куда?!»
Что это — парафраз на тему детской фольклорной дразнилки, потешки, считалки, собственная интерпретация детского «черного юмора»? Но прежде всего это непобедимое, извечное стремление к творческому отношению к миру, да, вот такое странное продолжение наших фольклорных традиций.
И пока будет жить в России последний человек, наш фольклор не умрет.
Думаю, ошибается известный современный собиратель фольклора Олег Ларин («Новый мир», 1994, N 8, стр.248): «…не устоять фольклору под натиском цивилизации. Он еще не исчез, но медленно, постепенно исчезает, оставляя на бумаге, в записях подвижников-собирателей .эфемерные свидетельства своего былого величия. Иссякает та живая вода, что издавна утоляла душу русского человека, питая профессиональный театр, музыку, литературу».
Культура художественная обладает пророческой функцией в этом мире. Фольклор любого народа — ее святой колодец. А раз в нем живая вода, то он не может стать сухим. Конечно, так называемое народное творчество сегодня успешно заглушается технотронными «игрушками» века.
И рафинированные профессионалы-фольклористы упорно не хотят замечать, что фольклор быстрее всех остальных жанров творческого самовыражения человека видоизменяется, всегда успевая освоиться в новом времени.
Живет-поживает анекдот, неутомимы маленькие сказители — дети, появилось много «фольклорных» газет. Выходит одна из них и в Тюмени. Называется «Тюменские ведомости».
Я уважаю взгляды людей, остро недовольных этой газетой. Это их право. Среди них есть преподаватели вузов, учителя, ведущие уроки МХК (мировой художественной культуры). Знаю, как они упоенно говорят об античности, народной культуре России. Но нечто, напоминающее ханжество, иногда проявляется.
Далеко не полную, малость «стерилизованную» культуру преподносят. Молчат о дионисийских празднествах в Древней Греции, когда на золотом блюде челядь торжественно проносила стилизованный фаллос хозяина «усадьбы» и славила его плодотворное напряжение.
Молчат о значительной части русских народных сказок, бывальщин весьма фривольного и «соленого» содержания. Одну из них я сам записывал от сказителей в Карёлии в 1963 г. Приведу начало, заменив ряд слов: «У царя Долдона была дочь Алена, тридцать лет не долблена. Ибо не было в том царстве мужиков с крепким, долотом…»
Мне же самому не по душе пошлость, откровенная порнография, смачные откровения чрезмерно расплодившихся наших секс-гуру. Но если вернуться к «Ведомостям», то в их «Мещанских буднях» часто встречаются просто талантливые современные бывальщины. А «ужасно эротические» откровения порою напоминают игру, устные рассказы. Несколько раз промелькнул парафраз на темы «Декамерона», включенного в программу обязательного чтения студентов-филологов. Кстати, они составляют довольно значительное число корреспондентов «Ведомостей».
Успех «интимных» газет понятен. Время. Сексуальные переживания молодых — одна из немногих сфер сегодняшней жизни, которую они признают, убегая от ненавистного нравственно-политического маразма нашего общества.
Каков сегодня российский день, каковы мы сами — все отражает волшебное зеркало современного фольклора. Он властвует над нами в купе поезда «Тюмень-Москва», в ожидании отложенного авиарейса, в разговорах наших детей.
В конце концов, он честнее и интереснее многих форм человеческого искусства общения фиксирует течение тюменской городской жизни. «Курьер» надеется, что наши читатели готовы присылать в редакции свои устные рассказы, смешные истории, анекдоты (без бороды и на местные темы), детские устные творения. Хотя бы вот такое: «Баба Яга, Костяная нога, печку топила, ногу сварила. Побежала в «Океан». А за нею таракан. Он в икру забрался, долго наслаждался. А потом его забрали, Костяной ноге продали» (записано от Славы Ткачука в мае с.г., 9 лет).