X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

В нашем книжном детском королевстве еще верят в «Алые паруса»

В интересной и содержательной статье обозревателя «Курьера» Ирины Притчиной (N 118 от 11 октября с. г.) я выудил три проблемные ситуации, три своеобразных вопроса, оставшихся без ответов.

Отвечаю на них не в пику многоуважаемой коллеге, не в роли полемиста, а в ранге любопытного, свыше 30 лет занимающегося кругом детского чтения. Но сначала сформулируем эти проблемные вопросы:

1) Читают ли наши дети меньше, чем прежде?

2) Наряду с великими русскими, советскими писателями почему нет великих детских?

3) Где эксперты, способные определить детское начало, специфику детской книги?

А теперь по порядку. Нынешние российские дети читают свои книжки не больше и не меньше, чем раньше. Eсть реформы и игра в реформы. Последняя не сулит ничего хорошего, особенно в сфере школьных дел и воспитания души талантливой детской книгой. Но нам малость повезло, ибо формальный зуд перемолоть дошкольное и начальное школьное образование затих очень быстро. Новому начальству эта область показалась не самой значимой.

Практически на старых местах остались методисты литературного образования — опытные, влюбленные в свое дело люди, прекрасно знающие воспитательные и художественные возможности отечественной и зарубежной детской книги.

Им не составило труда быстро отделить старый идеологический гарнир от здоровой основы. Большими тиражами выпущены прекрасные хрестоматии и сборники для дошколят и младших школьников. Выправился и книжный рынок, безвкусица в его детских отделах, дешевая развлекаловка мало ощутимы.

Почти все учителя начального звена в Тюмени ведут постоянные уроки литературного чтения. Выбор имен и названий — самый достойный. От легенд, мифов и сказок всего мира до новинок современной детской литературы России и зарубежья. Свыше 2/3 тюменских семей выписывают обновленные и новые детские журналы.

В Тюмени почти не исчезли детские библиотеки. Появились среди них и семейные. Число читателей стабильно, а вот конкурсов и праздников доброй и умной детской книги стало больше. Зайдите хотя бы на Тульскую (обл. детская библиотека), на Харьковскую (городская). А какие прекрасные литературные вечера проводит В. Козлова в средней школе N 26 в начальном звене, ее коллеги. Постоянно собирается литературная гостиная в первой гимназии, проводятся книжкины смотрины в демократической школе-гимназии N 49…

Библиотекари в один голос отмечают нарастающий интерес юных читателей к русской и зарубежной классике, к хорошим книгам советского периода. А так эти процессы не очень заметны, ибо читающие семьи и ребята не выставляются, не очень-то бросаются в глаза. Критико-иронический уклон прессы отмечает прежде всего детский криминал, подростков у ларьков, юных карманников. Их кураж будоражит всю округу, создает видимость господства юношеского беспредела, бесславного поражения труда души. И это горько, и это есть, и нормальное наше детство действительно находится под этим страшным прессингом. Но оно пока не сломлено до конца бездуховностью. Только чтобы это узнать, стоило бы поговорить с детскими библиотекарями, учителями, посетить пару родительских собраний в классах.

Второй вопрос. Наряду с великими русскими, советскими писателями есть и великие детские. В любом методкабинете детской библиотеки вам покажут книгу Eвг. Брандиса («От Эзопа до Джанни Родари: зарубежная литература в детском и юношеском чтении»). В числе великих — Жюль Верн, Майн Рид, Л. Кэрролл… Ради любопытства можно было заглянуть в монографии Ф. Сетина — об истории русской детской литературы, И. Лупановой — о советской детской книге. Там тоже хватает великих. Кстати, еще в 70-е годы с таким эпитетом писали о Вл. Крапивине итальянские и японские специалисты детской книги. Eще в 30-е годы так писали о К. Чуковском, С. Маршаке в Eвропе.

По третьему вопросу лучше всего обратиться в Цюрих, где находится штаб-квартира международного института детской книги. Он связан с ассоциацией деятелей детской литературы (писателей, художников, критиков и литературоведов, педагогов и библиотекарей) IBBY. Обзоры и исследования этих всемирно признанных структур регулярно помещает специальный российский журнал «Детская литература».

Всеми ими, кстати, были положительно отмечены критерии оценки талантливости детской книги, предложенные еще советской школой ее изучения. Прежде всего — художественный дидактизм. Чтобы учить детей искусством слова, надо до них расти, опускаясь перед ними на цыпочки (по Я. Корчаку). Учить опосредованно, увлекая и развлекая, заражая сопереживанием всему живому, доброму, попавшему в беду, создавая сказочную атмосферу, разгадывая тайны человеческого общения.

Потом — понятие о «памяти детства», когда позитивный этико-социальный опыт автора художественно перебрасывается по мосту «овзросления» собственного детства в будущее юного героя.

Наконец, сюжетно-эмоциональный динамизм. Детская книга полна действия, не терпит затянутых описаний и даже психологию раскрывает через поступки. Все три критерия связаны игровой доминантой стиля и комическим характером — «веселым» отношением автора к развитию действия.

Многие беды минувшей эпохи были связаны с неуважением к профессионализму. Носители его, как правило, не слишком ярки и заметны, порою скучны в общении. И нам, публицистам, стоит искать их, расшевеливать куда настойчивей, чем раньше.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта