Тайна экспедиции «Надежда»
Фантастическая приключенческая повесть
Продолжение. Начало в № 112
ГЛАВА ТРEТЬЯ
3
Руут сидела на скамейке, она не скучала и не гадала, чем занимаются гости в доме старика. Просто ждала, люди из железной коробки все равно выйдут, среди них будет и тот молодой, очень добрый.
Но когда космонавты появились, девушка на минуту замешкалась, хотела говорить только с молодым, а он шел не один, с тем, который все время молчал.
Стерлинг, Кейси и Баррет прошли вперед, Янг и Ивановский немного отстали, тут-то Руут и шагнула к ним:
— Вы приехали… Хотите, я покажу вам деревню?
Ивановский обернулся к командору:
— Давайте посмотрим, это интересно.
Янг кивнул, ему было все равно.
Улица, по которой они шли, густо заросла темно-зеленой травой, почерневшие дома смотрели пустыми глазницами выбитых рам. Между домов еще кое-где сохранились заборы — черные редкие доски торчали, словно последние зубы во рту старика. И нигде не было видно ни единой живой души.
— Почему так много пустых домов? — спросил Ивановский. — Куда девались люди?
— Как куда? — удивилась Руут. — Одни умирают, другие пропадают в лесу. А больных мы сами выгоняем, они уходят и не возвращаются.
— Каких больных? Чем они болеют?
— У них чернеет и опухает кожа, кто прикоснется- заразится. Никакие травы, не помогают. Кто же их будет кормить? И зачем?
Они молча прошли еще несколько улиц — Михаил ничего не нашелся сказать, а Янг, возможно, и не слышал ее слов. Девушка остановилась возле большого дома:
— Тут живут наши коровы.
Когда-то это был обычный дом, сейчас он стал хлевом. Коров было три, очень похожих на земных.
— Это всё, что у нас осталось, — тихо произнесла Руут. — Вчера пропала моя самая любимая — Красавка. Eе съели мыши. Она ушла в лее и не вернулась.
-Какие мыши? — не понял Ивановский.
… Девушка испуганно округлила глаза:
— Они живут в лесу… Их там много-много, нападают на всех, не спастись никому…
Янг вышел, от запаха навоза вдруг закружилась голова. Руут проводила его удивлённым взглядом:
— Он здоров? Все время молчит… У меня есть лечебные травы, остались от мамы.
— Командор просто устал, он очень хороший человек, очень… -Михаил помолчал, спросил: — А что случилось с ней?
— Тоже вся кожа почернела,-страшная болезнь. Уже два года прошло… — Руут вдруг взяла руку Михаила, заглянула ему в глаза. -Пойдем ко мне в дом. Я спою тебе песню об отце-солнце и его детях-звездах. У меня есть сладкое вино из крепких красных цветов… — она положила его руку себе на грудь. — Я хочу, чтобы мой сын был таким же здоровым и сильным, как ты…
Грудь у Руут была твердой, как. молодое яблоко, Ивановский осторожно отвел руку.
— Я не могу пойти к тебе.,.
— Почему? Ты больной?
— Там, далеко, у меня есть девушка…
Руут кивнула:
— Я понимаю. Она красивее меня?
Ивановский уклонился от ответа:
— А почему ты не выйдешь замуж?
Она смахнула капельки слез с ресниц:
— В деревне мало мужчин, и все они больные…
За всю обратную дорогу никто не произнес ни слова. Они проводили Руут до дома, потом пошли к вездеходу. Возле него на траве в тени, сидел Баррет, Михаил рассказал ему и Янгу обо всем.
Кибернетик сокрушённо покачал головой:
— Я уже обратил внимание, что детей очень мало. Это страшно. Какая-то болезнь? У многих тут рак кожи.
— Вряд ли от этого, — Ивановский задумался. — Обратите внимание, тут резко возросла солнечная радиация. И старик говорил, что прежде пустыни не было и ледники на полюсах растаяли.
— Но какова же причина? — спросил Янг.
Eму никто не ответил. Космонавты смотрели, как солнце садилось за дальний лес и горизонт постепенно заливало огромное багровое зарево. А на небе уже загорелись звезды, сотни, тысячи ярких звезд…
— Все это можно объяснить просто, — сказал Баррет. — Потепление — результат «парникового эффекта», терряне давно нарушили экологическое равновесие. Кстати, и у нас на Земле тоже идет к этому -количество углекислого газа в атмосфере постоянно растет. На Терре процесс начался раньше, и вот результат.
Янг обернулся к нему:
— Вы хотите сказать, что Терра — это будущее Земли?
Кибернетик пожал плечами.
— Может быть и другое объяснение — что-то случилось с этим солнцем, резко возросла его активность. Но не думаю — космические катастрофы — штука чрезвычайно редкая.
4
Янг проснулся рано с тяжелой головой. Несколько минут лежал неподвижно, старясь усилием воли прогнать боль, но бесполезно. Он не выспался. Душной ночью лежал без сна, вспоминалось все одно и то же: разрушенная рубка и кровь на полу. Ах, Парнелл, Парнелл, он был таким молодым, так любил космос…
После затемненной комнаты солнце показалось ослепительным, Янг зажмурился. Душно, как в бане, а что будет дальше… Баррет в больших черных очках сидел возле ворот, перед ним на высокочастотной плитке стояла огромная глиняная кастрюля.
— Доброе утро, Стивен. Что это вы варите, да так много?
— Кашу для них из наших мясных концентратов. Здесь не хватает белков — вспомните вчерашний обед.
. Скоро улица стала напоминать столовую. Наверное, все население деревни собралось тут с мисками в руках. Детей было немного, они сидели впереди, и у командора защемило сердце — короткие кривые ноги, вздувшиеся животы и, главное, усталые глаза стариков.
Вода в кастрюле закипела, Баррет бросил несколько пачек концентрата, и сразу запахло мясом, по рядам ожидавших прошло движение, все словно подвинулись к кастрюле.
Командор хотел уйти, смотреть на все это у него не было сил, но вдруг заметил Руут. Девушка поймала его взгляд и широко улыбнулась. Неожиданно для себя Янг тоже улыбнулся в ответ. А после завтрака к нему подошел Ивановский:
— Руут просит помочь. Недалеко есть брошенная деревня, там могут сохраниться коровы. Поедем, если привезем хоть одну, дети будут получать больше молока.
— Почему я? — удивился Янг. — Поезжайте вдвоем.
— Она просила позвать вас, к вечеру вернемся. К тому же один я немного опасаюсь, — Ивановский, конечно, хитрил, ему просто очень хотелось расшевелить Янга, вывести из депрессии. — Поедемте, командор, к вечеру вернемся. Посмотрим новую деревню. С ребятами я договорился — они будут монтировать систему охлаждения, и вездеход им сегодня не нужен. Янг хотел решительно отказаться, но почему-то кивнул, согласился.
(Продолжение следует)