А в Латвии бензиновых очередей нет
В Латвии очень удивляются, наблюдая по «Останкино» сюжеты о бензиновом кризисе в Москве: республика получает горючее именно из России, и им, что называется, можно залиться. Разгадка бензинового парадокса — на ценниках.
400-500 рублей за литр Аи-93 — или 7 сантимов по биржевому курсу — такой дешевизны в Латвии вообразить не могут, поскольку стоит бензин в три раза дороже — 21-22 сантима за литр. Учитывая, что отношение латвийского лата к доллару практически неизменно (1 лат равен 1,85 доллара), получается, что заправляются водители по цене примерно 40 американских центов за литр хорошего бензина.
Подчеркну — именно «хорошего», поскольку на бензиновом рынке республики идет жесткая конкуренция за приносящее высокие прибыли место под солнцем. Уже загорелись огни фирменных логотипов «Статойл» и «Несте» на выстроенных буквально на глазах заправках. Это не значит, что те, кто торгует российским бензином, уступают западным конкурентам в оснащении бензозаправочных станций. Прибылей хватило на то, чтобы закупить новейшее оборудование, расцветить заправки огнями, обеспечить полное соответствие станций жестким экологическим нормам в той же Риге.
Eще одна деталь. Около года назад началось разгосударствление прежде монопольной «Латвияс нафта» — фирмы, «отвечавшей» за поставки бензина. Eй же принадлежало большинство заправок. Госфирмане справилась с тем, что успешно сделали частники: даже во времена не самых теплых отношений с Россией, откуда раздавались угрозы о «перекрытии краника», фирмачи сумели наполнить топливом республику до самых краев. Заправки постепенно распродали на аукционах в частные руки, исчезла и государственная монополия на снабжение бензином и прочим топливом. Это, считают в Латвии, защитит Латвию от возможных «блокад» и прочих санкций гораздо надежнее, чем даже договоренности на госуровне: ну умеют бизнесмены пока договариваться лучше, чем политики.
И последняя подробность. Опасных для горожан автоцистерн в латвийских городах не увидишь. Их появление в черте города и на магистралях было запрещено тоже около года назад. Кстати, и этот удар частники перенесли стоически: именно после такого решения властей начали как грибы расти современные стационарные заправки.
В Латвии бензин стоит столько, сколько он стоит на самом деле. И, естественно, в условиях рынка бензиновые реки текут бесперебойно только туда, где для них удобны ценовые берега. Пережив однажды шок от «мировых» цен на энергоносители, латвийские жители постепенно к ним приноровились. Выравнялась естественная структура цен. Плохо ли, хорошо ли, но в Латвии уже вряд ли возможны «скачки», «кризисы» и прочие неожиданности. Хотя за такую стабильность, надо признаться, цену приходится платить высокую.