X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Городок наш разделяет река. Очень разные её берега

Пришел человек на берег живописной реки и построил себе дом. Потом пришел другой человек и построил другой дом. Дальше — больше: другие люди и другие дома. Стало тесно на высоком берегу — постройки перекинулись на нижний, не менее живописный. Дом с домом связали дороги, берег с берегом — мосты. Так появился первый город.

Наш город — не первый. Но появился точно так же: с дорог и мостов.

Тюмень, конечно, далеко не Венеция, но сходство кое в чем все же есть. Например, в обилии воды. В Туре, в Тюменке, в многочисленных озерах и оврагах, в подвалах наших домов. Значит, и мостов должно быть не меньше, чем в столице гондольеров?

Первый мост (если не считать моста через крепостной ров) в Тюмени появился в самом начале XVII века, когда 70 семей ямщиков образовали на левом берегу Тюменки Ямскую слободу.

Рубленный на скорую руку, был он невысоким и неудобным: груженые подводы даже в сухую погоду с трудом поднимались по крутому взвозу. Но горожане, едва успевавшие заново отстраиваться после частых и опустошительных пожаров, еще долго не могли возвести новый.

Только спустя столетие с лишним, в 1727 году, над Тюменкой поднялся красивый, решетчатой конструкции мост длиной в 176 метров. Высота его пролетов над уровнем воды превышала 20 метров, ширина настила — 10 метров.

Со временем разросшийся у острога посад выплеснулся за овраги и разбился на Царево, Большое и Малое городища. И кроме большого Затюменского моста появилось еще несколько соединяющих эти городские территории между собой в единое целое.

Зато Бухарская слобода, появившаяся на левобережье Туры почти одновременно с Ямской еще долго «сохраняла автономию». Больше двух столетий зареченцы переправлялись в город на лодках и паромах. Затем был построен наплавной мост, но ненадежный, очень часто выходивший из строя.

По-настоящему «перепоясать» полноводную Туру тюменцы решились только в начале XX века.

Мост получился на славу. Изящный, на высоких, легких опорах, защищенный выше по течению волнорезами, он словно парил в воздухе и по праву считался одной из достопримечательностей города.

Сколько всего мостов было построено в Тюмени за 400 лет, подсчитать трудно. Острую их нехватку тюменцы ощущают на себе и поныне, хотя только через Туру перекинуто целых пять.

Несколько новых построено за последние годы: через Тюменку, у краеведческого музея; в створе улицы Профсоюзной (весьма внушительный по размерам и сумме материальных затрат и, к сожалению, все еще недостроенный); совсем недавно сдана в эксплуатацию переправа в районе Казачьих Лугов.

Сегодня в Тюмени 15 мостов самых различных конструкций и разного назначения, однако проблема транспортных развязок в городе так и не решена. По- прежнему в часы пик у мостов вспучиваются автомобильные пробки, а когда закрыли на ремонт мост в створе улицы Челюскинцев, город практически разломился. Зареченцы вынуждены с пересадками часами колесить по городу либо с риском для жизни пробираться домой по полуразобранным пролетам (только нынешним летом на этом коварном мосту погибло более 10 человек).

В бесчисленных газетных публикациях не раз указывались самые различные сроки реконструкции моста: и 12 месяцев, и 24, и…

А как обстоят дела на практике?

По мнению начальника дирекции по строительству мостовых переходов и объектов коммунального назначения Михаила Сунцова, реальные сроки сдачи моста в эксплуатацию (по плану — Ill квартал 1996 года) напрямую зависят от финансирования.

— Мостоотряд N 36 сейчас ведет монтаж оставшихся железобетонных строений левого берега Туры и закончит его до 25 ноября. Затем мостостроители останутся без работы.

— ?!

— Для продолжения работ на высоком правом берегу Туры необходимо смонтировать на металлическом пролетном строении ортотропную плиту. Сложность в том, что такие плиты поставляет Курганский завод металлоконструкций. Eсли город рассчитается с курганцами в ближайшее время, работы будут нынешней зимой продолжены.

— Eсть и другое «бельмо на глазу» — мост в створе улицы Профсоюзной, левая сторона которого до сих пор «парализована». Просчеты в проектировании? Или брак при монтаже?

— Ни то ни другое. Опять же нужны деньги и материалы. Как раз по этим причинам в 1991 году строительство моста было приостановлено. В марте нынешнего года администрация города выделила нам 80 миллионов рублей, и на эти деньги мы закупили 120 тонн арматуры на изготовление железобетонных плит для проезжей части левой стороны моста. Осталось лишь изготовить эти плиты, но мостоотряд не имеет своих производственных мощностей. Сейчас мы вновь просим администрацию помочь с размещением этого заказа на одном из предприятий города. Не будет проблем с финансированием к концу 1996 года мы покончим и с этой «незавершенкой».

***
фото: На снимках: Оба берега в 1905 году;Монтажные работы на мосту по улице Челюскинцев (фото Сергея Русанова);Монтажные работы на мосту по улице Челюскинцев (фото Сергея Русанова)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта